От каких-либо оценок в адрес сольных альбомов Брайана Ино во все времена разумнее всего было воздержаться. Влиятельнейший саунд-продюсер, теоретик, первопроходец, искусствовед, коллаборатор, создатель принципиально новых жанров музыки и технических устройств, бывший клавишник Roxy Music - Ино - краеугольный камень экспериментальной и популярной музыки одновременно: никто и никогда не представлял из себя более ветвистое дерево стилей и направлений, чем этот шестидесятидвухлетний джентльмен; никто так не олицетворяет весь опыт звукорежиссуры последних четырех десятков лет; никто, в конце концов, не готов с такой же легкостью отказаться от всех прошлых побед и увлечься новой, чаще всего спонтанной, идеей. А потому приближаться со своим очень ограниченным набором критического инструментария и пытаться оценивать его творческое наследие - как минимум, неразумно. Да и просто невежливо.
Об альбомах маэстро можно лишь размышлять. Как говорил Брайан, в очередной раз рассказывая журналистам, как он пришел к идее своей ambient-тетралогии: «Однажды я рассуждал над тем, что было бы прекрасно создать музыку, позволяющую мне сосредоточиться, задуматься и сочинять музыку». Так и произошло. Вслед за концепцией тишины Джона Кейджа, исследующего природу рамок звукового пространства, как самостоятельного смыслообразующего поля, Ино развивал идею звука, как вариацию и деформацию тишины. В обоих случаях имел место переход от акустических параметров к геометрическим - тишина превращалась в пустоту. Пустоту, на фоне которой любая форма становится очевидной. А, значит, требуется предельная концентрация в момент, когда никаких форм рядом нет; сложнее всего не сорваться и не переключиться на что-то другое, ведь формы градом валятся спустя несколько мгновений. Small Craft on a Milk Sea - еще одна попытка гения создать сферического коня в вакууме, в котором в отличие от троянского _ничего_ нет.
Впрочем, девятнадцатый сольный альбом Ино не настолько растворим в окружающей среде или городском шуме, как его многие другие, ставшие вневременными образцами жанра, работы. Наряду с узнаваемыми фортепьянными рассветами и закатами, модуляциями и замедленными, практическими обездвиженными гармониями присутствует блок треков, построенных на экспериментах с ритмом и темпом: Метающаяся из края в край, нервозная, преследуемая погоней «Flint March», давящий триллер «Horse», шаманизм и гитарный взрыв в «2 Forms of Anger», изломанные эпилепсией танцы в «Dust Shuffle» и самовозгорающийся коллаж-муравейник «Paleosonic». Эта выглядывающая из-подо льда вершина айсберга, скрываемого холодным морем застывших мелодий Брайана, трещиной разламывает альбом ровно пополам. И, действительно, без этих ритмических зарисовок альбом выглядел бы цельной, одномерной черной дырой, в которой исчезают ноты, аккорды и гаммы - еще одним блюдом мастера, выполненным по классической рецептуре. В этом, кажется все и дело: Брайан Ино воткнул этот айсберг в центр своего молочного моря, чтобы, миллион раз пущенные им по волнам, бумажные корабли превратились в маленькие судна, над которыми нависла серьезная угроза; неразрешимость рождает трагедию. Шутки шутками, да и сеанс СПГС закончен, но загадка центральных фрагментов последнего альбома Ино - вещь, безусловно, увлекательная в меломанском срезе.
Не менее увлекательно вязать семантическую паутину, вокруг названий треков (к выбору которых музыкант, по собственному признанию, всегда подходит очень обстоятельно) и ассоциаций, вызываемых при их прослушивании. Ведь имя, данное, автором, если даже и случайно, то, так или иначе, интеллектуально мотивировано или психически обусловлено - и каждый раз, находясь в этом промежутке между знаком и обозначаемым смыслом Брайана Ино, следить за траекторией его воображения - одно удовольствие. Весь эмбиент, собственно, как бы это банально не прозвучало, на этом ведь и строится - на пустоте между номинативом и денотатом; и в эту герменевтическую проблему вербализации и артикуляции Small Craft on a Milk Sea только подкинул дров. Ну на то он и Брайан Ино, чтобы докопаться до истины.
Другое дело, что разобранный на части альбом представляет собой набор треков, легко замещаемых композициями, как минимум, из Another Green World (1975), Before and After Science (1978), Ambient 4: On Land (1982), Nerve Net (1992). И в этом отношении альбом, и правда, необязателен. Так что Брайан Ино добился своего: музыка, не вызывающая никаких эмоций и никаких идей, но провоцирующая деятельность, их побуждающих, существует. А потому необязательное ее прослушивание в высшей степени обязательно.