Агата Кристи. Эпигон

Jul 27, 2010 02:01




Последний, десятый, альбом самой влиятельной и актуально звучащей отечественной рок-группы 90-х годов, оценивать сложно и в какой-то степени даже излишне, потому что лишним, возможно, стал и сам Эпилог. Во всяком случае в той максимально пафосной и претенциозной версии, сопровождающей, впрочем, всю историю конца Агаты Кристи, заявившей о своем распаде еще в начале 2009 года.
Очевидные ретроспекции в изгибы музыкальной карьеры братьев Самойловых, обязательный пересказ их идеологических противоречий, уточнение источников заимствований в имидже и музыке и рассуждения о непревзойденности «Опиума» - все это лишь отчасти имеет непосредственное отношение к Эпилогу. Право слово, наркотические трипы и жесткие садомазохистские вирши коллектива, первые герои пост-панка и готической новой волны как образцы для подражания, отношения Суркова с Вадимом Самойловым и кристальное поп-чутье Александр Козлова связаны с последней генерацией «Агаты Кристи», как и сами братья - кровно, но не более. С другой стороны, заявление о выпуске последнего альбома подготавливает слушателя к как минимум музыкальному экстракту всей более чем двадцатилетней истории группы, так что взгляд назад неизбежен - не обернуться и не сравнить здесь не получится.
При желании к Эпилогу можно приплести весь бэк-каталог музыкантов, но в качестве наиболее уместных ассоциаций будет лишь альбом Триллер и песни периода Декаданса. Та же истерика на марше, те же мерцающие двухаккордные синтезаторы, те же гнетущие аранжировки, те же эрогенные точки в лирике, то же безволие как манифест. Главным же отличием от упомянутых работ является провал по части атмосферы. В Эпилоге она эпизодически раздроблена на плохо собираемую мозаику: все, что раньше было парадоксальной, точнейшей и волнующей образностью и опасным для душевного равновесия музыкальным рядом, рассыпалось на манерность и позу. Готы стали эмо. Мотивы отчаяния, потери, ощущение безысходности и тотального одиночества, страх и обреченность, доведенную до суицидальных позывов тревогу Самойловы последние годы пытаются сформулировать в прозрачных и оттого пошлых максимах, претендуя то ли на афористичность слога, то ли на выражение авторского мастерства владения словом. В итоге получается не удивительный проход в узкую щель между бессознательным, страшным и непредотвратимым, не удивительные гофмановские метаморфозы, не поглощающие полотна «темных» созвучий, не выход за грань внутренних возможностей человека, не последние минуты саморазрушающегося мира или хотя бы в пытках умирающего за любовь героя-одиночку, а бравирующий своей эмоциональной взвинченностью конъюнктурный индустриальный поп.
Песни Глеба (подростковые и «сырые») и Вадима (пустые и проходные) чередуются ровно через одну (глупейший пример компромисса в ситуации «1+1», получившейся в результате гибели Козлова), что разрывает альбом на все более раскачивающиеся качели - от похоти до вечной любви, от анархии до служения, от откровения до трафарета. И это не амплитуда, а точки А и В, из которых с разной скоростью вышли два брата. Удачно встретятся они лишь в «Письме» и оправдывающем запись всего альбома сильнейшем треке - «Сердцебиении». В целом же клубок нервов, выдающий в течении первого десятка лет колоссальное музыкальное напряжение, развязался неожиданно просто - новые песни Агаты Кристи не задевают и не трогают. А теперь уже и самих авторов.
Возможно поэтому грандиозный и беспрецедентный по масштабам и времени уход со сцены важнейшей группы русского рока стал походить на оправдание за будуший сет-лист Эпилога. Бесспорные музыкальные достижения и вклад в отечественную современную культуры должны были заслонить всю бездарность новых песен Глеба и халтурность - Вадима. И случившееся пару лет назад переиздание всей дискографии группы, и афиши о «последнем концерте» в десятках городов России и СНГ, и желание «закрыть страницу истории» - все это один большой мыльный пузырь пафоса и самолюбования, который лопается уже только от прослушивания песни «В такси».
С другой стороны, ведь именно с вычурной опереточности в имидже и напыщенности в аранжировках герои уральской новой волны и начинали. Viva Kalman! Так что представлять на сцене силу, стоящую за твоей спиной и многократно превышающей человеческие возможности, для братьев не впервой. Но в поту и слезах выстраданная эстетика и театральность в итоге превратилась в злую пародию и имитацию. Группы, бывшей символом поколения, больше нет. Зато остались песни.
Так или иначе, уйти красиво Агате Кристи, конечно, удалось. Вот только не покидает ощущение, что лучше бы она теперь не возвращалась.

Агата Кристи

Previous post Next post
Up