Диалектика цивилизаций

Aug 27, 2011 23:54


Часть 6

Как было показано, развитие технологий, продвигая тип хозяйствования от натурального до специализированного, только создает необходимые предпосылки для развития цивилизации. Реализация же этих предпосылок зависит от объективных, а не декларируемых целей решаемых цивилизацией на конкретном историческом этапе. Почему же происходит смена целепологания социума, которая обязательно ведёт к смене статуса кво в обществе, меняя статусную решетку общества, а, следовательно, и правила доступа к фонду социально-свободного времени? Рассмотрим более подробно особенности каждого из этапов развития цивилизации.

Этап зарождения цивилизации. Выскажем предположение, что всякая цивилизация на этапе зарождения образует устойчивые цивилизационные группы, выступающие своеобразными квантами рождающегося социального образования. Постараемся найти подтверждение этому предположению.

Ранее было показано, что первой задачей, решаемой всякой зарождающейся цивилизацией, является построение устойчивого жизнеустройства её членов.

По данным археологов, приведённым в (Массон В.М., 1989), средняя численность населения неолитического посёлка на Ближнем Востоке составляла 100-300 человек. Заметим, что жизнеустройство в таких посёлках составляющих раннюю цивилизацию, не было примитивным и скудным даже по современным меркам. Анализируя данные раскопок, перед нами предстает образ действительно цивилизованной жизни. «…Необычайный расцвет местной оседлоземледельческой культуры характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное в плодородной Конийской долине и датирующееся второй половиной VII - первой половиной VI тыс. до н. э. Здесь в это время существовало более 20 небольших оседлых поселений, но именно Чатал-Хююк, занимающий площадь в 13 га, был наиболее значительным из них и, скорее всего, играл роль центра для местных общин. Примечательной особенностью чатал-хююкской культуры является высокий уровень благосостояния, отраженный как в богатом убранстве глинобитных построек, так и в наборе предметов, не связанных непосредственно со сферой производственной деятельности. Таковы самые разнообразные бусы и подвески, на изготовление которых обществом затрачивалось немало усилий. Забота о внешнем виде не ограничивалась украшениями - именно на Чатал-Хююке мы имеем бесспорные свидетельства применения древней косметики. Таковы корзиночки с румянами, косметические шпатели, обсидиановые зеркала, закреплявшиеся в рукоятке при помощи известковой массы. Для туалета широко использовалась охра. Часто в женских могилах она помещена в изящные средиземноморские раковины в смеси с какими-то жировыми веществами. Богатый мир раннеземледельческой культуры и идеологических представлений раскрывают чатал-хююкские святилища. Роспись стен производилась натуральными красками, наносившимися кистью на белую обмазку. Наряду с этим существовали и рельефные фигуры, вылепленные на каркасе из тростника, как в Иерихоне, или из дерева. В переднюю часть скульптурных изображений животных включали череп быка или барана. Ряды рогатых бычьих голов помещались на платформах, придавая интерьеру святилищ тревожную атмосферу. В стилистическом плане в росписи Чатал-Хююка сочетаются древние традиции поры верхнего палеолита и мезолита и новые приемы. Охотничьи фрески, на которых многочисленные фигурки охотников окружают попавшего в облаву быка или загоняют оленей, отличаются живой экспрессией и динамизмом. Однако большей частью изображения животных в Чатал-Хююке аппликационно условны и во многом схематичны. В этом отношении показательны изображения крупных птиц с распростертыми крыльями, видимо грифов, напоминающие графическую зарисовку анатома. Имеются и чисто орнаментальные панно с ритмичным повторением геометрических фигур, предвосхищающим роспись на глиняной посуде. Это были уже эстетические концепции новой эпохи, ярко воплощенные затем в прикладном искусстве ранних земледельцев». То есть, такие незначительные по численности группы действительно, достигают цивилизованного уровня с помощью освоенных на тот момент обществом технологий. Аналогичную оценку дают этнографические источники. Русские Северные деревни имели в среднем 20-30 дворов. При средней численности семьи в шесть человек, деревня, как элемент жизнеустройства состояла соответственно из 120 - 180 человек. Первое поселение колонистов на Американском континенте было основано 102 пилигримами. Приведём пример военно-разбойничего образ жизни, как способа самообеспечения. Средняя численность пиратского экипажа составляла 80 - 150 человек. Рота, как военное подразделение, способное решать самостоятельные тактические задачи, также состоит из 80 - 150 человек. Подтверждает сказанное и история запорожской сечи, как определённого цивилизационного образования, где расширение общности происходило путем строительства куреней - военно-социальных групп, объединяющих в себе понятия роты, землячества и своеобразного уклада быта.

Таким образом, всякая цивилизация становиться возможной при возникновении процессов самоорганизации групп, самоидентифицирующихся, как некая общность, имеющая общую цель и ценности. Ориентировочная величина таких цивилизационных групп составляет в среднем 150 человек.

Последующий этап - этап становления цивилизации, заключается в том, что обособленные цивилизационные группы приходят к осознанию, что кооперация позволяет решать общественные задачи, которые невозможно решать в рамках одной группы, но можно реализовать в случае интеграции усилий. «Высокопродуктивные земледельческие системы первых цивилизаций при всех естественных локальных различиях, как правило, требовали общего труда. При этом в Месопотамии и Перу он был нацелен на ирригацию и создание системы каналов, в Египте на мелиоративные работы, в Китае на гидротехнические мероприятия по борьбе с наводнениями, угрожающими посевам на плодородных участках в непосредственной близости от Хуанхэ. Как показали новые исследования, в зоне мезоамериканских цивилизаций подсечно-огневое земледелие при всей его эффективности в данной экологической ситуации не было единственным видом землепользования. В областях, занимаемых ранее местными цивилизациями, установлено наличие и террасированного земледелия на склонах, и использование участков, затопляемых во время паводков, и существование разветвленных систем каналов мелиоративного характера. Имеются в Мезоамерике и системы водосборных каналов и резервуаров для воды, предтечи современных водохранилищ. ...Такое комплексное земледелие также могло функционировать лишь в условиях организованного общего труда». Так через постановку и решение общих задач начинается процесс становления цивилизации. «Археологические открытия, сделанные после второй мировой войны сначала в Старом Свете, а в последние десятилетия и в Америке, убедительно показали, что исходным пластом первых цивилизаций были раннеземледельческие культуры, само формирование которых ознаменовало начало кардинальных перемен в хозяйстве и культуре первобытной эпохи. Далеко не случайно то обстоятельство, что именно в зоне распространения древнейших оседлоземледельческих или земледельческо-скотоводческих культур мы находим и первые цивилизации. Переход к земледельческо-скотоводческой экономике, когда сокращается необходимое рабочее время и резко повышается общественное благосостояние, положил начало цепной реакции совершенствования домашних производств, которое в конечном итоге привело к отделению ремесла от земледелия, что коренным образом изменило структуру экономического базиса древних обществ. Во многих других сферах деятельности, от выработки культурных эталонов до идеологических инноваций, в раннеземледельческих комплексах могут быть прослежены прямые истоки цивилизации». (Массон В.М., 1989)

Становление цивилизаций связано с формированием экономики, использующей объединение труда и развития специализаций, для успешного построения которой прослеживается наличие следующих социальных факторов.

  • Наличие опережающего развития технологий, открывающих возможность расширения используемой ресурсной базы.

  • Выполнение первого условия позволяет выдерживать увеличение плотности населения, которое, в свою очередь, создаёт предпосылки к освоению новых территорий на другой технологической основе, на которых также возможно расширения ресурсной базы.

  • Природные условия в данном случае можно рассматривать как благоприятствующие возникновению новых способов получения продуктов питания и как способствующие наибольшему развитию земледелия и скотоводства.

«…Г. Чайлд на основании археологических открытий … подметил, что неизменными спутниками первых цивилизаций были монументальные сооружения - культовые, светские или погребальные. Сегодня выделяют три признака становления цивилизации - монументальная архитектура, города и письменность. …Памятники монументальной архитектуры не только весьма впечатляют внешне, но и весьма показательны с точки зрения производственного потенциала создавших их обществ. В них как бы реализован прибавочный продукт, полученный данной экономической системой, отражен организованный уровень общества, умело использующего простую кооперацию. Именно объем вложенного труда отделяет первые храмы от рядовых общинных святилищ, для сооружения которых было достаточно усилий нескольких, а то и одной малой семьи. Исследователями произведены ориентировочные оценки труда, затраченного на сооружение монументальных строений первых цивилизаций. Так, олмекский храмовый центр Ла Вента в Мезоамерике расположен на острове, территория которого могла прокормить при существовавшей тогда системе подсечно-огневого земледелия лишь 30 семей. Однако трудовые затраты на возведение всего комплекса оценены американскими исследователями в 18 000 человеко-дней. Совершенно ясно, что Ла Вента - это культовый центр целого союза общин, располагавшегося на окружающей, довольно значительной территории. При этом следует иметь в виду, что олмекская культура это еще ранний, формативный период мезоамериканской цивилизации. Затем трудовые затраты на монументальные сооружения возрастают многократно. Для возведения Белого храма в шумерском Уруке, по одному из подсчетов, был необходим непрерывный труд 1500 человек в течение пяти лет. По оценке китайских исследователей, для сооружения мощной крепостной стены в Чжэнчжоу требовался труд не менее 10 000 человек в течение 18 лет. А Чжэнчжоу, как и олмекские комплексы, - всего лишь формативный период цивилизации, в данном случае древнекитайской. Таковы были огромные производственные возможности первых цивилизаций, и неудивительно, что именно монументальные сооружения являются одним из ярких, маркирующих признаков самого их существования.

Исключительно важное значение имело появление письменности. Ее создание отнюдь не было результатом отвлеченных умозрительных комбинаций, а насущной потребностью общества, вступающего в новую фазу своего развития. Для охотничьей или даже раннеземледельческой общины количество информации, подлежащей передаче для сохранения стабильности хозяйства и культуры, было сравнительно невелико. Эта сумма знаний могла быть сообщена жрецами или шаманами устным путем при ознакомлении с духовным наследием своих предков или при обучении молодежи в ходе инициаций. Сложная социальная и экономическая система, которую представляли собой первые цивилизации, вела к скачкообразному увеличению самой разнообразной информации. Уже учет продукции и организация планомерных земледельческих работ требовали четкой регламентации. Создание подобия единой системы религиозных воззрений, заменяющей и включающей в себя локальные культы различных племенных центров, также нуждалось в кодификации и твердой фиксации. Эти факторы прямым образом отражены уже в содержании первых письменных документов. Древнейшие протошумерские таблички из Урука - это детализированные учетные карточки, где фиксируется буквально все: размеры земельных наделов, выданный инструментарий, состав стад и многое другое. Близки по содержанию таблички кносского и пилосского дворцов, где из года в год велись счетные бухгалтерские записи о количестве людей в рабочих отрядах, об объеме продукции, выполненной ремесленниками. Иньские гадательные надписи отражают момент культовых действий, но, в конечном счете, зачастую нацелены на реальные хозяйственные, политические и общественные мероприятия. …Наконец, стелы майя с календарными надписями наряду с культовым и престижным имели большое значение в планировании циклов аграрных работ.

Создаваемая цивилизацией специализированная экономика позволила направить усилия отдельных групп на развитии искусства и разных форм знаний. Еще Аристотель отмечал, что математические знания развились, прежде всего, в области Египта, ибо там классу жрецов было предоставлено время для досуга.

Следующим признаком цивилизаций является развитие поселений городского типа, и интенсификация на их основе обменной торговли. Город выполнял функцию центра сельскохозяйственной округи и являлся концентратором информации, ретранслируя технические и идеологические инновации и одновременно осуществляя функции связи с другими центрами цивилизации.

В заключении этапа начинает формироваться статусная решетка, вследствие заинтересованности кланов в стабилизации своей общественной роли. Это высвечивается в смещении акцента в инновациях из области развития технологий направленных на удовлетворение демографически обусловленных потребностей (ДОП) в область развития технологий производства статусных знаков и удовлетворения деградационно-паразитических потребностей (ДПП). Эта закономерность вскрыта в работе (Массон В.М., 1989) на обобщённом археологическом материале, полученном при изучении ранних цивилизаций. Это общее свойство развития толпоэлитарных цивилизаций и сегодня не менее актуально.

При рассмотрении культуры эпохи формирования цивилизации можно видеть, что инновации охватывают в равной мере сферу технологии, обыденной культуры, в значительной мере связанной с образом жизни, и сферу идеологии. В области технологии основные изменения происходят в ремеслах. Например, для Ближнего Востока наибольшую роль сыграли нововведения в металлургии, гончарном производстве и строительном деле. Успехи теплотехники, применение новых инструментов (гончарный круг и др.) привели к тому, что все большее распространение получает стандартизация. В строительном деле, широко осваивающем высотные и монументальные постройки, также наблюдается выработка канонов и модулей, происходит становление архитектуры в собственном смысле слова. В соответствии с новыми ценностными ориентациями, утвердившимися в обществе, новые технические возможности реализуются как дифференциация и специализация ремесел. Среди ремесел в особые производства выделяются оружейное дело, глиптика, ювелирное производство. Недаром в письменных документах уже для времени Урука IV упоминается не менее 80 различных должностей и профессий.

Большое значение имели новые потребности в уровне коммуникации и особенно - качественный скачок объема информации, подлежащей хранению и передаче для обеспечения функционирования общества как сложной социальной и хозяйственной системы. … складывается письменность, развиваются различные виды транспорта, и прежде всего - колесные экипажи. Последние обеспечивали новый объем хозяйственных, культурных и политических связей и взаимодействий: от транспортировки сырья до переброски воинов. Возрастает многообразие информационных каналов, в числе которых немаловажную роль приобретают регулярные ярмарки, храмовые празднества и другие массовые обрядовые действия.

На обыденной культуре помимо роста общего благосостояния и удовлетворения потребностей широкого спектра особенно резко отразилось выделение групп лиц или социальных страт, обладающих различной долей общественного богатства. Это видно по дифференциации образа жизни, отраженной в жилых комплексах, бытовом инвентаре и погребальных обрядах. Возрастающая специализация деятельности способствовала отделению умственного труда от физического. Об этом помимо появления школ писцов свидетельствует развитие не прикладного искусства, оставившего подлинные шедевры индивидуального художественного творчества. В условиях усиливающейся социальной дифференциации из утилитарных и престижно-знаковых функций инноваций все большее значение приобретают вторые. При этом престижность воспринимается в основном не как личный авторитет, а как принадлежность к определенному общественному слою, что закрепляется и в мире вещей»

социальный статус, инновации, локальные цивилизации, социальная интеграция

Previous post Next post
Up