Клетка для Нарушителя

Feb 18, 2015 14:37



Угадайте, кто самый значительный человек в школе? Ну ладно, второй по значительности после директора. Завуч? Учитель? Отличник с перспективами на бриллиантовую медаль и место в Оксфорде?

Не угадали.

Самый известный, значительный и авторитетный человек в школе - Нарушитель. Главный разгильдяй, прогульщик и двоечник. Его знают все - и все испытывают к нему разные, но одинаково сильные чувства: от раздражения и ненависти до тихой гордости и обожания.

Казалось бы, силы Нарушителя и школьной Системы несопоставимы. Как юный Давид, стоит он перед чудовищным Голиафом, и кажется, что шансов никаких, и вот-вот Система прокатится по нему, даже не заметив брызги крови на траках. Но нет, он раз за разом выигрывает битву. Почему? Как такое вообще может происходить?

Причина проста: он нужен Системе, и на самом деле она просто имитирует борьбу с ним. Система играет с Нарушителем в сложную социальную игру, где все выигрывают именно от того, что в результате общей бурной активности ничего не меняется.

Итак, игровое поле. В центре, естественно, Нарушитель - он водит. Допустим, семиклассник Тихон, известный всей школе. Он прогуливает занятия, получает двойки по МЦКОшным контрольным, держит в страхе всех, кто слабее и намазал клеем стул занудной «англичанки», заранее зная, что клей сохнет 2 минуты, а «англичанка» обычно в начале урока не встает минут 15. Ржала вся школа.

Где нарушитель, там и Преследователь. По должности это может быть кто угодно. Вот, например, очень подходит Мария Валентиновна, завуч по учебно-воспитательной. Стаж 20 лет, громкий голос и подкрепленное опытом убеждение, что «не накажешь - не поймут». Дети каменеют и начинают слегка вибрировать, когда она проходит мимо. Сил и времени на преследование главного героя она не жалеет: отчитывает, внушает, «прочищает с песочком». Грозный голос Преследователя в момент воспитательного мероприятия слышен на соседнем этаже.



Как вы думаете, надеется ли она, что ее экзерсисы подействуют? Тем, кто собрался сказать «да», предлагаю задуматься еще над одним вопросом: а как вы думаете, часто ли это действительно действовало в ее прошлом опыте? Думаю, правильный ответ - «практически никогда». Нарушителей была масса: маленьких и верзил, рыжих и брюнетов, озлобленных на весь мир и просто гиперактивных - ни никто из них не отказывался от своей роли под действием воспитательных «вливаний».

А тогда зачем??

Ну вот представьте. Приезжаете вы на озеро, забрасываете удочку и… не клюет. Час, два, три не клюет. Сколько времени вам нужно, чтобы перестать делать то, что не дает результата? Ну, особо упертые приедут на следующий вечер. Максимум. Но…
Двадцать лет!

Двадцать лет вы приезжаете на одно и то же озеро, забрасываете удочку и ждете. Рыбы нет. Вы сматываете удочку, чтобы завтра приехать снова. Двадцать лет вы отчитываете нарушителей, это не работает никогда-никогда, и вы продолжаете это делать. Зачем?! Объяснение одно: вы это делаете НЕ затем, чтобы перестал. И того, что является вашим настоящим, но возможно скрытым (от вас самих) мотивом, вы на самом деле достигаете.

Как минимум, воспитательные действия Марии Валентиновны подкрепляют ее картину мира. Потому что, если она кричит на ученика, значит, имеет право, освященное ее статусом, а это ох, как приятно. Если она спрашивает, как он дошел до жизни такой, значит, с ее-то жизнью все более чем нормально, и она только что получила этому убедительное подтверждение. Для самых же идейных Преследователей все это не сводится к почесыванию самооценки. Преследуя Зло, они чувствуют себя Героями, а это дает жизни неплохую осмысленность, согласитесь.

Отдельный вопрос к Нарушителю. Почему Тихон продолжает заниматься фигней, если понимает, что всякий раз пойман и отчитан? Ему что нравится, когда его воспитывают? (Простите, с точки зрения Тихона, «орут»). Это вряд ли, Мария Валентиновна дело знает, под ее воспитательным воздействием удовольствия не получишь. Но и тут закон простой. Если продолжает нарушать - что-то он с этого имеет.

Первый вариант - игра в «полицейские и воры». Он убегает, его догоняют. Он скрывается - его ищут. Что может быть увлекательней в жизни? Кстати, автора намазанного клеем стула англичанки так и не нашли. То есть вся школа, конечно, знала, но вот доказать…

Второй вариант чуть тоньше и требует некоторого психологического мастерства. Ведь что делает Мария Валентиновна, когда на него «орет»? Правильно, она его обижает. Справедливо или нет - вопрос второй и очень неочевидный. Важнее другое: кто хуже - тот, к о г о обижают, или тот, к т о это делает? На субъективном уровне ответ однозначный - тот, кто. То есть Мария Валентиновна - плохая. А если она плохая, то я - …? Итого, чтобы почувствовать себя лучше Преследователя, не надо зубрить предмет, который Мария Васильевна знает по определению качественнее. Надо просто дать ей повод себя обидеть.

И, наконец, третий мотив вполне очевиден. Получая негативные бонусы от Преследователя, Нарушитель одновременно получает право их «отработать». Как муж, который, придя пьяным домой, получает нахлобучку от жены, чувствует себя оскорбленным и «за это» напивается еще сильнее. Так что, воспитывая Тихона, Мария Валентиновна сразу выписывает ему индульгенцию на будущие грехи.

Неважно, какой из мотивов доминирует у Тихона в его подрывной деятельности. Неважно, исходит Мария Валентиновна из мелочных соображений повышения самооценки или чувствует себя героическим борцом со вселенским Злом в отдельно взятой локации школы.

Важно, что Преследователь и Нарушитель нужны друг другу. И нужны именно в этих ролях, и ни в каких других. Друг без друга их мир неполон и бессмысленен.

Давайте не будем забывать про позитивную сторону происходящего и введем для равновесия Светлану Павловну, учительницу истории и классного руководителя Тихона. Молодую, симпатичную, талантливую и твердо стоящую на платформе гуманистической педагогики. Искренне верящую, что ребенка нужно поддерживать, а не преследовать.

Короче, вводим фигуру Спасителя.



Наслушавшись в учительской про Тихона - жуткого вампира и оборотня в одном лице - она оставляет его после уроков, подсаживается поближе, кладет руку на коленку и, заглядывая в глаза, спрашивает: «Как же так, Тихон?..»

Как конкретно проходил разговор, Тихон не вспомнит ни за что. В четырнадцать лет женщина на дистанции гуманистического общения - это вам не на ковер к директору! Вспомнит только, что в конце разговора убедительно бормотал что-то типа «ну конечно, больше никогда, ни за что, обещаю…»

Вопрос на засыпку: после этого разговора Тихон перестанет нарушать и станет паинькой?

Опыт показывает, что если с Тихоном это первый раз - то перестанет. И даже за учебники возьмется, хоть и с отвращением. И это даст Светлане Павловне повод скромно потупив очи сказать в учительской: «Когда к человеку с душой - он всегда ответит тем же…». И пойдет дальше нести доброе и вечное, оставив после уроков Олега, известного в классе дебошира. «Олег, ну как же так?..»

Вот этот момент становится для Тихона моментом истины. Упрощенная синаптическая конфигурация в его мозгу делает очевидный вывод: нарушал - была рука на коленке, перестал нарушать - нет руки на коленке, значит, что?.. И идет бить лицо параллельнокласснику. А чего он?..

Как ни странно, Светлану Павловну такой исход даже почти радует. Потому что теперь есть прямой повод для педагогического воздействия на того, кто к этому воздействию максимально восприимчив. Через некоторое время у них устанавливаются негласные, но вполне конкретные условия игры. Алгоритм «душевный разговор - короткое затишье - срыв/нарушение - душевный разговор / новый виток цикла» дает Нарушителю защиту и понимание, а Спасителю - чувство собственной незаменимости и гордость за передовые взгляды. Продолжая сказанное:

Спаситель и Нарушитель так же нужны друг другу, как Нарушитель и Преследователь.

Вместе они создают тройственную конфигурацию, которую в 1968 году описал Стивен Карпман. Она так и называется - «драматический треугольник Карпмана» (желающих отсылаю к морю сетевых ресурсов на эту тему). Но, в отличие от драматического треугольника, игра в Нарушителя имеет еще как минимум две группы поддерживающих ролей.

«Болванчик» - человек, который просто уверен, что Нарушитель - прекрасный человек, а все вокруг него - предвзятые злодеи. Сын, уходя утром из дома, говорит матери: «Дай штуку, хочу книгу купить». Есть у матери «штука» или нет - неважно. Ребенок хочет читать - это святое! Поздним вечером ребенок появляется домой без книги, без денег, явственно раскоординированным и со специфическим запахом («Мам, что-то я плохо себя чувствую, давай я сразу спать…»).



И вот тут у матери появляется ролевой выбор. Она может выбрать роль Преследователя («Опятьнажралсянегодяй!»), Спасителя («маленькийкакжетебеплохо») или Болванчика («конечноспатьносначалаужин!»).

Видит мать, что сын не попадает вилкой в тарелку? Видит. Чувствует запах? Чувствует. Понимает, что сын элементарно пьян? А вот это не факт. Потому что для нее признание этого фактом ломает и без того хрупкую картину мира, делая жизнь бессмысленной и пустой. Ее сын не может напиться! Он может слегка выпить в компании, совсем чуть-чуть, и ничего в этом страшного нет… Потому что если это так - то она отвратительная мать, и жизнь прожита зря. И поэтому надо искренне верить, что сын просто «плохо себя чувствует», а потом, уложив его в постель, еще поприставать с градусником, а он будет вяло отмахиваться и бормотать «отстаньянехочу»… А утром она позвонит в школу классному руководителю и скажет: «Простите, сынок приболел, полежит сегодня дома, но он все задания узнает, я прослежу».

Сомневающимся, что такое возможно, я предлагаю оценить, сколько миллионов граждан во всем мире сейчас «в упор не видят» события, не соответствующие их картине реальности. Быть Болванчиком тяжело, но приятно. Гораздо приятнее, чем признать, что мир гораздо сложнее и страшнее, чем тебе хочется.

И, наконец, последняя поддерживающая роль в этой игре - Чирлидер. Чирлидеры - группа поддержки, восхищенная аудитория. Очень важная роль, потому что большая часть того, что делает нарушитель, делается напоказ. Вот Тихон в очередной раз выходит из кабинета завуча - с гордо поднятой головой и победной улыбкой. И группа друзей-чирлидеров встречают его в коридоре с мучительным и трепетным интересом: «Нучточточто?..» А он им так спокойно и даже где-то лениво: «Дааа что она нового скаааажет?..» И старательно отворачивается («Вот еще, очень надо!») от Лены, главной красотки класса, которая смотрит на него искоса, но с легким интересом. И ради потяжеления этого интереса Тихон готов вообще всю школу срыть до основания…

Кстати, Лена - тоже Чирлидер, только в индивидуальном, а не в командном зачете.

А теперь самая главная мысль.

В самом начале я сказал, что нарушитель водит в этой игре. Но по сути - он не ведущий, он ведомый. Преследователи, Спасители, Болванчики, Кипятильники - своими ожиданиями они создают вокруг Нарушителя прочную клетку, из которой не вырваться при всем желании.



Он - смысл их существования в пространстве роли. И как только он перестает нарушать - этот смысл стремительно исчезает. Нужно либо искать другого Нарушителя, либо менять роль. И то и другое - напряжно и выводит их из зоны внутреннего комфорта.

Значит, остается что? Надеяться на то, что Нарушитель останется Нарушителем и не подсунет нам такую свинью, как собственное перевоспитание. А мы знаем - если на что-то очень сильно надеяться, Вселенная обычно нам это дает. С нашей небольшой и неосознанной помощью, конечно.

У каждой ролевой позиции есть свой способ помочь Нарушителю «зависнуть» в этой роли.

Главное оружие Преследователя - провокация. Мария Валентиновна, например, в случае временного «затихания» Тихона может, чрезмерно сильно наказать его за сделанное, или за то, что он сделал уже давно, или вообще сделал не он. Это быстренько приведет Нарушителя в тонус и поможет понять, что халтурить не стоит.

Оружие Спасителя - переключение внимания с Нарушителя на другие объекты, более достойные спасения. Примерно так же манипулируют вниманием и Чирлидеры: чтобы держаться в ТОПе популярности, Нарушителю нужно все время подгребать против течения. Остановился - пропал.

Ну, а Болванчики для Нарушителя - просто подтверждение их морального права на преступление. Молчат - значит, все в норме.

Вырваться из этой клетки для Нарушителя - серьезный подвиг. Так же как для алкоголика, например, перестать пить. Ведь он - такой же Нарушитель, и его тоже окружают масса людей, смысл жизни которых - преследовать, спасать, нести свой крест, восхищаться и ужасаться. И весь этот смысл разом исчезает, если алкоголик предает их ожидания и «уходит в завязку».

Рано или поздно большинство Нарушителей справляются. Но, честного говоря, в основном потому, что меняется ситуация и клетка ветшает. Вокруг Тихона, например, в девятом классе поменяется педколлектив, и появятся люди, которым есть, в чем самореализоваться, кроме игр.

Но, как мы понимаем, игра в Нарушителя - не просто личная история Тихона. В нее с увлечением играют не только дети, но и взрослые. Особенно увлекаются алкоголики, наркоманы и правительства государств.
И всегда стоит задуматься - в какой роли ты сам участвуешь в этой игре?

Подростки

Previous post Next post
Up