- Не, я понимаю, девки, конечно дуры…
Шел второй день тренинга в пятом классе элитной гимназии. Нас позвали от безнадеги: в классе шла война всех со всеми, стороны патронов не жалели и пленных не брали. Драки случались по любому поводу и вообще без. В тот самый момент, когда мы обсуждали с их классной положение на фронтах, вбежал растрепанный гимназенок с призывным «Тамара Ивановна, бегите скорей, там мы деремся и с нами никто ничего сделать не может, только вы можете!» А в первый же день тренинга в кругу встал серьезный мальчик, и поправив очки, спросил: «Хорошо, а чем вы замените драку? У нее ведь есть свои социальные функции!» Функции обсуждали долго, и только начали приходить к мысли, что стоило бы принять пакт ненападения хотя бы между мальчиками и девочками, как встала самая крупная девочка со словами: «Просто вы слабаки и нас боитесь!» Мальчики не остались в долгу и
в ближайший перерыв накрошили мел в портфели девочкам, а те пришли ко мне со слезами: «Игаааарь, мы не хотим такого тренингааааа…»
И вот второй день, комната одной из «мальчуковых» групп. В центре - Игорь Ши, руководитель группы и тренер, успевший за прошедший день влюбить в себя пятиклашек заработать бесконечный авторитет, и кучка пацанов вокруг. Картина «Мудрый Каа и бандерлоги».
- Не, я понимаю, девки, конечно, дуры… - лениво и вдумчиво говорил Игорь, глядя поверх голов.
- Да, Ши, конечно, правильно, хорошо сказал!
- И над ними, конечно, надо прикалываться….
- Да, конечно, а как же, клёво!
- А знаете, какой самый лучший способ приколоться? Это быть с ними вежливыми! Вот сейчас наша группа по плану идет в гости в группу к девчонкам. Они же ожидают что?
- А что?..
_ Они ожидают, что ты как всегда. Ну, там, за косичку, кнопку на стул, короче, юмор дебилоидов. А ты что?
- А что?
- А ты ей вежливо: «Леночка, передай, пожалуйста, мне вооон тот бутерброд, если тебе не трудно, спасибо!» Представляешь, в каком Леночка будет ауте?
Одобрительный мужской гомон показал, что все представляют, и еще ого как представляют, и даже заранее гордятся произведенным эффектом.
- Но предупреждаю: если кто мне прикол обломает - двести отжиманий на кулаках тому покажутся мечтой идиота!
Гомон сменил тональность с одобрительной на слегка возмущенную, типа, как ты, Каа, мог такое про нас, настоящих пацанов и крутых приколистов!..
Они шли в гости к девочкам по школьному коридору. Шли цепочкой, как разведчики через линию фронта. Самый маленький перед поворотом за угол задержался и, пока никто не видит, быстро и с душой перекрестился, а потом дунул догонять всех.
Что происходило в гостях, я не видел, надо было посетить и другие группы. Пришел к девчонкам позже, когда пацаны уже ушли. Группа девочек сидела в обещанном Великим Ши ауте, молча и с плавающими взглядами.
- Девки, я что-то не понимаю, - сказала наконец та самая крупная девочка, которая вчера уличала ребят в трусости. - Они же не могли за три часа так измениться?! Значит, это в них было и раньше? Наверно, мы просто в них этого не замечали? Да мы вообще наших пацанов знаем или нет?!
- Надо как-то перед ними извиниться и показать, что мы совсем не так плохо к ним относимся…
- Как - не так?
- Ну, как они наверно думают, что мы думаем…
Впереди был еще целый день тренинга, а в понедельник мне позвонила директор гимназии и осторожно спросила: «Игорь Владимирович, как вы думаете, а это не чересчур?»
- В смысле? - слегка опешил я.
- Ну, то, что они не дерутся, это хорошо. Но вот что они по школе за руку ходят мальчик с девочкой - это не перебор?
Чтобы не выпустить наружу шутку про «так ведь не мальчик же с мальчиком», пришлось как следует стиснуть зубы.
Как ни странно, все это я писал не о подростках и не о тренингах.
О чем? О жизни вообще. Об отношениях супругов, выясняющих отношения. О родителях и детях, идущих к психологу, чтобы «разобраться». О влюбленных, которые разочаровались друг в друге, но еще держатся на сумасшедшем желании, чтобы все было иначе.
Когда я встречаю в психологической литературе очередной зажигательный рецепт типа «психолог должен сначала помочь участникам совместно осознать наличие проблемы, а потом вместе наметить пути для ее решения» - я искренне радуюсь за тех, у кого это работает.
Но мне почему-то кажется, что гораздо чаще совместная проработка проблем просто приводит к тому, что у людей вместо непроработанной проблемы появляется проработанная.
Не факт, что хуже.
Гораздо лучше, если одна из сторон (с подачи психолога или без) реально делает что-то новое, рвущее шаблон и заставляющее другую сторону застыть в изумлении. «Как?! Я же знаю его как облупленного? Или нет?? Может, он был совсем другим все это время, просто я не понимала? Надо показать ему, что я не такая!»
И в этот момент маленький пестрый клоун за нашим левым плечом оглушительно дует в дудку-язычок: «Сюрприиииз!»