О мальчиковых сказках, травоядных драконах и ожидающих на том берегу

Sep 14, 2012 22:13


Есть некоторая разница в гендерных стереотипах, которые транслируют нам сказки в разных культурах. 
К примеру, кто главный герой в "мальчиковых" сказках европейских народов? Принц, естессно! А дальше все по учебнику: герой-проблема-решение. Прилетает дракон и начинает, как ненормальный, палить села, города и веси. Король отец вызывает сына и ставит задачу на уничтожение. Сын говорит "есть", щелкает каблуками и четко выполняет задачу "крууугом!". Потом крутой квест, где карты Проппа (от нарушения запрета до разоблачения ложного героя) можно перекладывать как угодно, но заканчивается все полной победой добра и заслуженной наградой герою. И даже то, что бонусом к половине королевства идет необходимость жениться на принцессе, нашего принца не расстраивает. Во всяком случае, виду он не подает, ибо мужик.
Кто герой в русских "мальчуковых" сказках?


Ну естественно, Иван-дурак. О культурно-семантической сути этой роли уже писал, но сейчас мы про экшн. Сначала все так же, как у соседей. Прилетает трехголовое Чудо-Юдо (эволюционная ветвь европейских сородичей-драконов) и начинает опустошать посевы. Ибо, судя по всему, травоядный. Царь-батюшка зовет Ивана и требует зачистить территорию от агрессора. И вот тут появляется первое отличие. Ответ Иванушки типичен для ученика 5 класса, вызванного к доске: "А чего я?" Царь-батюшка топает ногой, стучит скипетром об пол и... Вот еще одна реакция героя, которой вы никогда не встретите в европейских сказках: "И пошел Иванушка, заливаясь горююючими слезами..." 
Вот так. Слезами. Герой. Терминатор практически.
Естественно, в таком анти-ресурсном состоянии Иван никакую Юду победить не способен. Значит, пришла пора Помощников и Дарителей. Но - никаких тебе Мудрых старцев и прочих отцовских архетипов. Кого встречает наш Ваня на своем пути к победе? Печка, речка, яблонька, Василиса Прекрасная, на худой конец - Баба Яга. Короче, Женщина во всех ее видах и формах. "Что, Иванушка, невесел, что буйну голову повесил?" Ага, это если мы про горючие слезы еще не до конца прониклись... Дальше следует сумбурный монолог главного героя, из которого становится понятно, что все уроды. И тут мы слышим еще одну ключевую фразу русских сказок: "Это служба все не служба. Служба будет впереди!" Дальше нашего героя нужно накормить, напоить, в баньку сводить, спать уложить - да поскорее, рассвет скоро!
С рассветом все дела оказываются слажены, дворцы построены, Жар-Птицы пойманы, и слегка ошалелый от женского гостеприимства и расторопности Иван идет докладывать царю-батюшке, что, мол, "все сделано". Естественно, забывая уточнить, кем именно.
Вот такая вот гендерная модель. 
А ТЕПЕРЬ ПО ЖИЗНИ
Начнем с того, что мужественность - продукт в принципе более уязвимый и требующий от его носителя бОльших усилий для удержания, чем  женственность. 
Скажите существу мужского пола "ты не мужчина" - и в лучшем случае он полезет доказывать обратное, в худшем - получит реактивную депрессию со скрытыми суицидальными фантазиями. Скажите женщине "ты не женщина" - и в худшем случае нарветесь на искренний интерес во взоре - типа, "а кто же?"
Собственную мужественность себе и другим нужно доказывать. Женственность - не нужно. 
Возьмем традиционные общества. Как проходит обряд инициации мальчиков? Ритуальные пытки с болезненными надрезами половых органов, страшные унижения а la "первый день в спецназе" и прочие "пока не уб'ешь льва голыми руками - домой не приходи". Выдержал - мужик. Не выдержал - хрен знает кто на хрен знает сколько времени.
Как проходит обряд инициации у девочек? Дождались первых месячных, собрались всеми женщинами племени на центральной площади, киряем до утра и до полной потери осмысленности бытия. И... все. У мальчиков - испытание, и чтобы его пройти, надо ритуально отказаться от всего детского, женского и прочего НЕ мужского в своей натуре. У девочек - информирование населения, что "девушка созрела".
Почему так? Наиболее точный и информативный ответ - по качану.
Наиболее вменяемую гипотезу высказывают психоаналитики. Типа, и мальчики, и девочки попервоначалу выходят из женщины. (Была, правда, какая-то мутная история с Афиной Палладой, которая вышла из папы-Зевса, и то из головы - но это, мне кажется, скорее исключение). И живут с этой женщиной в счастливом слиянии несколько первых лет. Так что первичная идентичность у нас у всех насквозь женская, независимо от биологического пола. А дальше мальчику надо еще переплывать на другую сторону реки, где уже все пацаны собрались и ждут. А девочке можно даже плавать не учиться, она уже и так там, где надо.
Обретение мужественности - подвиг. Обретение женственности - признание того, что и так существует. 
А ТЕПЕРЬ ПО ПРАВДЕ
А правда состоит в том, что мы давным-давно живем в НЕ традиционном обществе.
И наши мальчики получают гендерные модели уже не слушая народные сказки, а глядя на трансформеров и эволюцию Борна. И мужественность - далеко не единственный эталон поведения для мужчины. А в некоторых случаях - и не самый приоритетный. И обретение настоящей женственности в эпоху тотального унисекса может быть подвигом куда покруче.
Все смешалось.

Подростки, Сказки

Previous post Next post
Up