Гении неэффективности

Jun 02, 2013 14:33

У меня есть маленькое хобби: я коллекционирую воспоминания о НЕэффективных сотрудниках. За годы работы психотерапевтом, бизнес-тренером и руководителем моя коллекция разрослась до неимоверных размеров. Некоторые из наблюдений я уже публиковал, но годы показывают, что это поле бесконечно.

Парадокс в том, что профессиональная неэффективность отнюдь не связана с недостатком качеств, которые считаются непременными условиями эффективности. А именно интеллекта, образования, профессиональных умений, стрессоустойчивости и прочей мутоты, которую так любят проверять некоторые эйчары на собеседованиях. Большинство профессиональных алгоритмов по сути настолько тупы, что их может освоить любая более или менее разумная обезьянка. Конечно, если у оной обезьянки отсутствуют некоторые специфические способности и личностные установки, которые и позволяют ей стать гением неэффективности.

Вот несколько примеров.

1. «Марсиане»
- Маргарита Серафимовна, вы поняли задачу?
- А… Да, конечно!
- Повторите, пожалуйста, что я сказал!
- А… Простите… А что вы сказали?
Нет, она не дура. При ней все: интеллект, два образования и большой опыт работы. А еще сын, который получил две двойки в четверти и шляется неизвестно где и неизвестно с кем, пока она тут сидит и слушает начальника. И бОльшая часть мозга у нее сейчас совсем не здесь, а там, с ребенком, пытается понять, помочь, оградить…
- А… Да, я все поняла, кончно…
Далеко не у всех «марсиан» эффективность заблокирована такой вот sos-доминантой. Большинство из них просто привыкли жить в другом измерении. Они флиртуют и обсуждают подробности чужого флирта, оттачивают мастерство интриги и устраивают своего ребенка в детский сад - и все это в рабочее время и на работе. Их здесь нет - даже если физически они здесь. Это настоящие марсиане. Они как бы здесь, на рабочем месте - и одновременно там, на иной планете.
Спрашивать с таких занятых людей результат работы смешно и неудобно.

2. «Прапорщики»
У моего друга как-то работал завхозом очень ответственный сотрудник, бывший прапорщик ВС. Вызывает его с утра: «Петр Егорыч, нужно привезти новую мебель». «Понял», - говорит. К вечеру, отрываясь от текучки, понимает - мебели нет. Звонит ему. «Как вы сказали, привез еще утром, стоит в холле нашего здания!» - «А почему не в офисе?!» - «Вы сказали привезти. Заносить и расставлять команды не было!»
«Прапорщики» похожи на велосипед: колеса движутся, пока вы крутите педали. Потом - стоп. «Команды не было» - для них необходимое и достаточное основание, чтобы ничего не делать. Если снег кончился - без команды лыжи не снимут.
Какое-то время такой подход устраивает руководство. «Зато человек надежный!» Потом усиливается ощущение тяжелой тачки, которая не катится, пока не толкнешь. Становится жалко времени - чем каждый раз объяснять задачу, проще сделать самому. Так происходит, пока очередное «команды не было» не переполнит чашу терпения.

3. «Пляжные девочки»
Как-то одна моя сотрудница в порыве откровенности спросила: «Игорь Владимирович, вы что, действительно думаете, что человек может вкалывать без отдыха весь рабочий день?» Она - не могла. Не только день, но и полчаса, через которые уходила курить - на столько же. Приходила и долго готовилась приступить к работе. Обдумывала - как она будет к ней приступать. Уставала и снова шла отдыхать. Естественно, при таком напряженном рабочем дне она долго не выдержала и перевелась на более спокойную работу.

Бессмысленностью своего существования в организации пляжные девочки напоминают марсиан. Ключевое отличие: марсиане постоянно в кипучей деятельности (бесполезной для фирмы). Пляжные девочки на работе отдыхают. Обсуждают сравнительные достоинства сортов клубники и автосалонов, переписываются по "аське" и сидят в чатах, часами курят, пьют чай и разговаривают по телефону.

Ключевая идея сотрудников такого типа в том, что восстанавливаться от работы нужно на работе, а не после нее. В принципе они правы: на работе вкалываешь, дома от работы отдыхаешь - а жить когда?!

4. «Психи»
Если вы думаете, что главное отличие «психа» в том, что он «психует», - вы ошибаетесь. Нет, конечно, по малейшему поводу здесь в наличии слезы, сжатые губы и целый букет «чеговыотменяхотите, почемуядолжна, большенемогутерпеть» и прочих «стакимотношениемксотрудникам». В общем, «сироту обидели».

Однако главное свойство «психа» - глубочайшее убеждение в том, что он не способен себя контролировать. «Я сейчас в таком состоянии, что лучше не надо со мной разговаривать!»

Истерика удобна для "психа" прежде всего тем, что это внутреннее разрешение себе самому быть неадекватным. Попробуйте отвести его в этот момент в сторону и, нежно глядя в глаза, сказать правду: «Знаешь, в рабочее время мне глубоко плевать на состояние твоей души. Если хочешь, чтобы я вытирал тебе сопли, - верни деньги, которые ты не заработал, пока психуешь, и заплати мне еще из собственной зарплаты за психотерапию. Или - улыбнись, сядь на рабочее место и наверстай до вечера все упущенное». Возможно, сработает. А возможно, вы получите полный аут с причитаниями на тему «Что себе позволяет этот зверь».

Причем будьте уверены - в глубине души сотрудник хорошо знает, что вы правы. Но - «неужели он не понимает, в каком я была состоянии?» С искренней уверенностью, что «в состоянии» - можно.

5. «Понтовые бездельники»
Пару лет назад звонит хороший знакомый. «Тебе повезло. Освободился хороший парень - можешь взять его директором по маркетингу…» Не очень задумываясь - нужен ли мне директор по маркетингу, назначил встречу.

Обаятельный парень, за три года - три места работы, везде начальник, отовсюду отличные рекомендации. «А что вы сделали на последнем месте?» - «Это было крупное издательство. Я организовал выпуск проспекта и встречу с читателями». - «За год?!» - «Это требовало очень серьезной подготовки…» Посмотрел проспект. Наши ребята такой выпускают за неделю. Про встречу с читателями не спрашивал - и так все ясно.

Понтовые бездельники - это новая рыночная номенклатура. Они владеют всего одной профессией - быть в обойме. У них настолько высокая самооценка, что легче поверить, чем усомниться.

Их основной инструмент - пребывание в тусовке, основной аргумент при приеме на работу - список статусных мест за плечами. «Вы не знаете Элеонору Козлову? Ну что вы, очень сильный специалист. Работала в торговом центре «Х», строительной компании «У», а сейчас занимается нефтянкой». Супер! Ощущение, что Элеонора Козлова как минимум скупает нефтяные компании. И уже как-то неудобно спрашивать - а что реально сделала госпожа Козлова, чтобы считать ее «очень сильным специалистом»?

6. «Железные дровосеки»
Этот сотрудник хорош всем - до времени. До времени, когда ситуация в вашем бизнесе потребует чего-то иного. И тогда вы услышите от «железного дровосека» заветную фразу: «Ну вот такой я. Работаю как умею. Если надо чего-то другого - найдите другого, это не ко мне».

Задача «железного дровосека» - честно и от души делать то, что он умеет. Единственный его недостаток - он не умеет меняться. Его железные руки и ноги движутся ровно по траектории, поределяемой стальными шарнирами в суставах.

Ты посылаешь его на семинары, он приезжает радостный: «Да мура это все. У нас круче». Ты подкладываешь ему последнюю, самую-самую книгу, он хмурится: «Да хочется почитать… Но некогда. Работать надо. План горит». Ты требуешь от него управленческой отчетности - он смотрит в сторону: «Знаете, тут или работать, или бумажки писать. Кто работать будет, если я два дня за отчетом просижу?»

И уходит, в глубине души убежденный, что начальник - мужик неплохой, только заморочный и требует сам не знает чего. И он прав. На сегодня. И на завтра тоже. А послезавтра вдруг оказывается, что конкуренты ушли далеко вперед.

7. «Интеллектуалы»
У моих друзей в крупной PR-компании есть креативный директор. То есть он называется «директор», хотя в его подчинении нет ни одного сотрудника. А должность ему дадена за то, что иногда (и в абсолютно непредсказуемые сроки) он может (а может и не) продуцировать очень неплохие идеи. И он давно стал бы генеральным, если бы мог еще хоть что-нибудь. Но генеральным он не станет никогда, поскольку относится к славному племени интеллектуалов.

Интеллектуалы - одна из самых симпатичных ошибок HR-эволюции. Они умны и обаятельны. У них потрясающий кругозор. У них широчайшие связи в профессиональной среде - все рады общаться с настолько продвинутым профи. Они знают себе цену.

И вот руководитель, потрясенный неизмеримыми достоинствами кандидата, скрепя сердце (учитывая размер суммы) ставит заветное «В приказ» на его заявлении. Очень скоро выясняется, что бывший кандидат, а ныне начальник чего-то по маркетингу/персоналу/IT и т.п. не может довести до конца ни одного дела. Что при грандиозных замыслах он очень некачественно пишет отчеты, составляет договоры и… В общем, просто не может сделать путем ничего конкретного. Что он редко приходит на работу вовремя, потому что это противоречит его экзистенциальным принципам. Что в самый разгар работы по проекту он собрался в Питер на конференцию по современным технологиям чего-то неразборчивого. Короче, если у вас есть лишняя должность креативного директора - вы знаете, кому ее отдать.

Previous post Next post
Up