Сверхмотив

Jan 31, 2013 13:18

- А ведь он хороший… - в тысячный раз тихо и упрямо повторила Ира. - Вы же понимаете, что он хороший?! Это все болезнь… Это все болезнь.

Ира - моя клиентка. Он - ее молодой человек, Денис. Действительно молодой, она на четыре года старше. Болезнь - алкогольная зависимость на стыке первой и второй стадии. Или то, что он мерзавец. Или то и другое вместе.

За три года совместной жизни Ира получила богатейший опыт стойкости и терпения. Все это время он так и остается в хроническом поиске достойной его работы. Живут на ее зарплату. На деньги, которые дают ему иногда родители, он покупает ей цветы - иногда. Иногда берет у неё деньги, чтобы сводить её в ресторан. А иногда - чтобы не её. Она догадывается, но не верит. Все три года он практически не бывает трезвым. Пьяным, впрочем, тоже. Навеселе. На попытки поговорить о дальнейшей жизни отвечает надрывными монологами в формате «Да, я неудачник, ты достойна лучшего, я давно просил тебя выгнать меня из дома!»

Неделю назад из их квартиры пропали деньги. Около десяти тысяч евро - все, что по родственникам и друзьям долго и трудно удалось наскрести на новую квартиру. С в о ю квартиру хотелось давно. Кроме Дениса, деньги взять было некому.

Ира не верит. Не верит, что он мог такое. И наоборот, искренне в е р и т в то, что он - чудесный, что все плохое - это болезнь, и что пропавшие деньги найдутся, или их, раскаявшись, принесут грабители, или она случайно положила их в сумочку, а потом потеряла… Все, что угодно, только не он. Ни друзья, ни родственники не понимают такой почти религиозной веры в непогрешимость партнера.

…Ключ доступа к человеческим душам - сверхмотив. Пообещай людям то, что не просто полезно, а целиком и полностью перевернет их жизнь к лучшему - и они поверят. Поверят всей душой. Кашпировскому, Мавроди, Навальному или Путину - не важно. Важно, что сверхмотив должен быть мегасильным, чтобы человек поверил в абсурд. И тогда люди уходят в секты, становятся пособниками террористов, идут к очередному тренинговому гуру или просто закрывают глаза на нечестность и подлость близких, искренне веря в их добрые мотивы…

Этот принцип лежит в основе понимания многих социальных и экономических явлений. Одно из таких явлений - ажиотажный спрос в торговле. Ограниченность времени и наличие сверхмотива снижают критичность восприятия настолько, что люди в мгновение ока раскупают самые бессмысленные вещи… Рождественские распродажи похожи на ажиотаж перед апокалипсисом: надо успеть избавиться от денег, ибо владеющий ими живет в грехе…

Другой традиционный сверхмотив - попытка спасти себя или родственников от явной или скрытой угрозы, чем часто пользуются мошенники всех мастей.

Ивановская область: зафиксирован целый ряд случаев, когда жертвами мошенников стали несовершеннолетние жители областного центра. Женщины «цыганской национальности» вылавливали подростков на улице и запугивали рассказами о порче, которая «наложена» на их родителей. Потом заявляли испуганным детям, что если не вынести из квартиры все имеющиеся сбережения родители умрут. Дети верили преступникам и отдавали все имеющиеся дома сбережения. В одном случая, "спасая родителей" от порчи, девочка передала группе цыганок 120 тысяч рублей. Исполняя «ритуал снятия негативного заклятия», ребенок бегал вокруг многоквартирного дома, а цыганки в это время скрылись вместе с деньгами.

Работает ли эта закономерность в обратном направлении? Да, конечно. В этом случае сообщение, имеющее вполне приличную вероятность оказаться истинным, воспринимается реципиентом как ложное.

Самый простой вариант отрицательного сверхмотива - когда мы по-настоящему хотим, чтобы сообщение оказалось ложью. Мать видит сына, пришедшего домой пьяным, но не верит в это (или на худой конец в то, что он сделал это сам, по собственной инициативе). Фактически - это тот же механизм, что и с положительным сверхмотивом, только с обратным знаком.

Гораздо интереснее ситуация, когда респондент искренне и безумно сильно хочет, чтобы сообщение оказалось правдой. Но при этом он постоянно не верит, сомневается и сам страдает от этого. Классический пример - ревность. Мужчина искренне и самозабвенно хочет, чтобы женщина оказалась ему верна. Но при этом он не верит ее объяснениям, устраивает ей сцены, наказывает за несуществующие проступки…

В чем дело? Хочешь верить - верь! «Хочешь быть счастливым - будь им!» Или вы тоже соврамши, Козьма Прутков?

Это сильно напоминает ситуацию, когда вам нужно пройти по бревну. Пока оно лежит на земле, вы спокойно идете по нему. Но стоит поднять его на пару метров над землей - и все, ноги дрожат, глазомер промахивается… Почему? Ведь вероятность упасть осталась такой же! Да, но теперь эта вероятность, оставшись математически той же, стала субъективно слишком высокой для того, чтобы оставаться дальше спокойным.

Когда человек боится, что сказанное окажется неправдой, любая, самая высокая вероятность кажется ему недостаточной и попадает в зону неверия. Ведь даже самая высокая вероятность не стопроцента, всегда остается шанс… «А вдруг она меня все-таки обманывает?»
А дальше из этого не верю самореализующимся пророчеством происходят события, подкрепляющие недоверие. Ведь чем больше человек демонстрирует неверие, тем сильнее он провоцирует партнера на соответствующее поведение. Формируется замкнутый круг. Ах, обмануть меня нетрудно - я сам обманываться рад…

…С другой стороны, вера, основанная на сверхмотиве, штука настолько же хрупкая, насколько сильная. В случае с Ириной родственники, несмотря на ее категорическое сопротивление, обратились-таки в милицию. Денис почти сразу сознался, не потраченную часть денег вернул.

Ира собирает осколки персональной Вселенной.

Previous post Next post
Up