Я ожидал, что это будет полноценный фильм-биография, рассказывающий о долгом и тернистом, полном взлетов и падений, триумфов и ошибок пути одного из самых известных автоконструкторов в истории. Но режиссер Майкл Манн пошел по другому пути - он показал один год из жизни Энцо Феррари. Но что это был за год для знаменитого «Коммендаторе»!
1957-й. Феррари потерял сына и наследника Дино, он разрывается между женой и любовницей, прячет внебрачного сына, пытается спасти компанию Ferrari от банкротства и выиграть престижную, но опасную и выматывающую гонку Mille Miglia («Тысяча миль»). Гордый, даже надменный, уверенный в своей правоте, этот исполин (чисто физически высокий (187 см) человек; создатель компании, которую уже всего через десяток лет стали называть национальным достоянием, совершивший прорыв в индустрии автомобилестроения) осыпаем ударами судьбы - потеря ребенка, крах брака, смерти друзей-пилотов, безудержная критика со стороны прессы - гнется, горбится, но не ломается. Он между двух огней. Он снедаем двумя главными страстями своей жизни - страстью к гоночным машинам и женщинам. Он - Феррари.
- Все мечтают о Ferrari, именно это было моей мечтой.
«Феррари» начинается неторопливо - неискушенному зрителю показывают десятки малознакомых людей, преимущественно итальянцев, изысканно одетых, порывистых, жестикулирующих, с типичными итальянскими фамилиями - все это навевает воспоминания о «Крестном отце». Но стоит только гонщикам выжать педаль газа в пол, как фильм взрывается звуками, красками, эмоциями.
Майкл Манн сделал очень стильное кино - с классическими машинами и костюмами, живописными пейзажами, прелестными итальянскими городками с их неподражаемым колоритом и архитектурой. Но главное его достижение - это нерв, драма, накал. Как только действие картины разгоняется, скорость и напряжение уже не спадают - струна натянута до самого конца.
- Все, что позади, уже неважно.
Во многом этого удается достичь благодаря крышесносной игре заглавного дуэта Адам Драйвер-Пенелопа Крус. Драйвер - очень талантливый, харизматичный, яркий актер - как влитой в образе героя, который, вообще-то, на 20 лет его старше - тут отличная работа гримеров, костюмеров, но и собственно игра Адама - его пластика, акцент. Полное перевоплощение. Ну а Крус просто богиня, она ею всегда была, но тут - что-то особенное. Выжигает все вокруг себя. Сцены глубоко несчастных супругов Энцо и Лауры, переживающих смерть сына и своих отношений, - то, что делает этот фильм Фильмом. Когда Драйвер и Крус в кадре, не хочется дышать, буквально все пространство электризуется, искры сыпятся во все стороны, жизнь кипит, даже когда они ничего не говорят. Давно такой химии в кадре не видел. Блеск! И пульсирующий, колющий, пронизывающий саундтрек лишь добавляет атмосферы.
- Клиент не всегда прав.
«Феррари» - это образец сложной, не шаблонной спортивной драмы, сюжет которой захватывает и не просаживается на всех уровнях - и в гонках, и в личной жизни, и в бизнес-интригах. Просто очень хорошее кино. И надеюсь, что как минимум актеры получат призы за свои роли.
10 из 10