В последнее время мне нравится смотреть эстонские фильмы, большие, по меркам страны, премьеры в кинотеатрах. Сперва это были две части средневекового детектива «Аптекарь Мельхиор» (жду третью!), потом спортивная драма о баскетбольной команде «Калев», а теперь настала очередь экранизации произведения одного из классиков эстонской литературы Эдуарда Борнхёэ.
Для себя я этот интерес объясняю в первую очередь не желанием чего-то нового, отличающегося от голливудского или российского кинематографа, а некоторым пробуждением интереса к жизни народа страны, в которой я родился, вырос и продолжаю жить, но народа, с которым я до недавнего времени (в силу объективных исторических причин) жил скорее как бы в соседстве, без ментальной связи.
Происходящие в мире события - очередной виток агрессии России (с призраками вторжения в Прибалтику, например) - заставили на многие вещи посмотреть иначе, понять, как наивен я был многие годы, позволяя пропаганде, окружению замыливать мне взор, лишать самого себя инструментов и, главное, желания разбираться в истории страны, в чаяниях народа, в его болях - как фантомных, так и реальных. А это делать надо, живя в стране, большую часть которой составляет не твой этнос. Многое становится понятно уже на начальных стадиях этого процесса. Кусочки паззла складываются в более цельную картину, в том числе через призму эстонцев начинаешь иначе смотреть на русских, на самого себя, на историю.
«Шуты славы» - это комедия. Короткая, стремительная, остроумная, искрометная. И очень эстонская, с характерными для народа шутками, которые иной раз могут вызвать недоумение у человека, воспитанного в иной культурной парадигме. Режиссер Айн Мяэотс сумел в 85 минут экранного времени уместить и фарс, и абсурд, и буффонаду, и комедию положений.
В центре сюжета трое мужчин и одна женщина: писатель Сааломон Весипруул, изобретатель Яан Татикас, ростовщик Вярди и прачка Агнес. Три кавалера, три претендента на руку и сердце матери-одиночки, зарабатывающей на жизнь и воспитание сына-озорника тяжелым трудом. Каждым движут свои мотивы: писатель хочет славы, изобретатель желает изменить мир, ростовщик - скопить капитал, прачка - найти опору и устроить личную жизнь. И всеми движет желание любви!
Действие разворачивается на стыке XIX и XX веков, на изломе эпох. Фильм переносит зрителя в то время, когда начинает, очень несмело, зарождаться национальное самосознание эстонцев. Герои-мужчины, солирующие в этой картине, окрылены надеждами и желанием подарить своему народу что-нибудь вечное - летающую по воздуху машину или высокую литературу на родном языке.
Проблема и главная коллизия в том, что ни писатель, ни изобретатель, ни ростовщик не готовы к великим свершениям - они не получили должного образования и необходимых знаний, не набили свои шишки, не приобрели ценный опыт. Главный их навык - непоколебимая уверенность в своем таланте, предназначении и личной неотразимости. Такое сочетание устремлений с никак не вяжущимися личными качествами героев, помноженными на важную историческую эпоху и веху в жизни молодого народного самосознания, дают фантасмагорический эффект.
«Шуты славы» и веселят, и огорчают (чувствуешь себя одним из таких шутов), и вызывают недоумение. Но кино смотрится. Оно свежее, небанальное, нужное.
7 из 10