Борис Васильев - один из ряда выдающихся писателей-фронтовиков, но обладавший своим, особенным голосом, вливавшимся в общее многоголосие посвященных Великой Отечественной войне текстов, но никогда не сливавшимся с ним, отстаивающим свое "я".
Повесть «А зори здесь тихие…» - одна из самых известных и своеобычных историй о той войне. Необычная тем, что в центре повествования пять девушек-зенитчиц и их командир. Васильев едва ли не первым - тогда об этом никто не писал - показал, как тяжело было на фронте женщинам, которых по его словам, было аж 300 тысяч. И его героини совершали иной, не совсем, казалось бы, привычный для женщин подвиг - они не самоотверженно вытаскивали с полей сражения раненных и врачевали в госпиталях, а буквально своими тонкими станами закрывали родные просторы от неприятеля.
- А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы - внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…
Васильев вспоминал, что в основе сюжета реальный случай, только приключившийся с мужчинами. Произведение не складывалось. И тогда он ввел в повествование девушек - это сразу придало тексту особую глубину, драматизм, психологизм. Страшно, когда погибают молодые ребята, но еще страшнее, когда на смерть, порой страшную, обречены девчата - им бы любить, растить детей, но пришла беда, и они героически взяли в руки оружие и встали на защиту Родины.
Надо сказать, что фильм «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого - фактически идеальная экранизация, которая очень бережно относится к тексту, следует канону и духу и произведения, а где-то, может быть, и превосходит литературу. В этом смысле чтение первоисточника знакомой с детства и любимой истории вряд ли может прибавить что-то кардинальное новое к тем переживаниям, которые дарит фильм. В то же время, перечитывая знакомый сюжет, с новой силой переживаешь трагические смерти прекрасных девушек - Лизы Бричкиной, Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Риты Осяниной - разделяешь муки совести старшины Федота Васкова, который не только мужчина, но и сильно старше своих подопечных, что-то повидал в жизни, успел пожить, но выживает он, а они, молоденькие, цветущие, такие разные, остаются навсегда в лесах родной страны, так и не пропустив отряд немецких диверсантов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/ig_n/11968728/602878/602878_original.jpg)
- И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.
«Завтра была война» - повесть о судьбе поколения, чья юность пришлась на время сталинских репрессий и Великой Отечественной войны. События разворачиваются в 1940 году, перед войной. Главные герои - школьники, убежденные комсомольцы, и их родители - фанатичные члены партии. Несколько событий меняют взгляды на жизнь еще только вступающих в эту самую жизнь мальчиков и девочек. Сперва арест директора завода Люберецкого, потом отказ его дочери Вики отречься от отца, якобы врага народа, затем самоубийство этой утонченной Вики, отстаивающей чувственность, поэзию, Есенина, Вики, убитой горем и затравленной вышколенными комсомольцами и деспотичной завучем школы Валентиной Андроновной. И правильная, воспитанная суровой матерью, Искра Полякова, и ее взбалмошная и ветреная подруга Зина Коваленко, и другие ребята и девчата, кажется, впервые понимают, в какой стране и в какое время они живут. И все же они верят в лучшее. Но через год начинается война, которая уносит их жизни и жизни десятков миллионов людей.
- Убивает не только пуля, не только клинок или осколок - убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость.
Как и в случае с «Зорями», эта повесть удачно экранизирована - режиссер Юрий Кара уже в своей дипломной работе во ВГИКе сумел пугающе и точно передать удушливую атмосферу того времени, сталинскую тиранию, угнетенный и забитый народ, живущую в неведении, с промытым сознанием, молодежь и постоянно ожидающих репрессий взрослых.
- Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя.
Роман «В списках не значился» посвящен героическим действиям советских солдат в осажденной немцами Брестской крепости в самом начале войны. Захваченные врасплох подразделения уходят в катакомбы и долго ведут с фашистскими захватчиками кровопролитные бои, которые постепенно сходят на нет - остаются лишь единичные акции неподчинения выживших в этой бойне, кирпичной крошке, пыли, холоде, голоде и ужасе. Пока, наконец, у крепости не остается лишь один защитник - лейтенант Николай Плужников, который выходит на свет из темных казематов и нор, в которых жил почти год и вел свою войну, и представляется немецкому генералу: «Я - русский солдат».
- Скажешь нашим, что <...> крепость не пала. Крепость не пала: она просто истекла кровью.
Страшная, жестокая книга. Она о непередаваемом героизме и несгибаемой воле защитников Брестской крепости, но, если задуматься, героизм их обречен на неуспех - они отрезаны от своих армий, они приняли на себя первый удар, они первыми истекли кровью и обожгли свои лица огнем войны. Но это героизм высшей меры. Даже зная свой конец, понимая, что подмога не придет, люди выполняли свой долг, сражались за свою страну, даже покинутые всеми. И главный герой - Плужников - из мальчика, из юного и зеленого лейтенанта, который фактически трусит в первом же бою, вырастает в поистине народного, едва ли не в былинного, героя, имя которого уже не имеет значения - он «русский солдат», тот, кто не покорился немцу, тот, которых много в этом великом своим духом народе, который обязательно отбросит, разобьет неприятеля и очистит свои земли.