Корона (The Crown, сезоны 3-4)

Jun 20, 2021 14:45



Еще только начав смотреть «Корону», проглотив первые два сезона, я понимал, когда на сцену выйдет Диана, принцесса Уэльская, будет больно (потому что у меня к этой женщине слишком личное отношение), но даже представить не мог - насколько. Четвертый сезон порвал мои чувства в клочья, заставил снова задуматься о смысле бытия, того, зачем это все, зачем мы живем, куда идем и почему примерно все так страдаем? Несколько дней я бродил с тяжелым сердцем, снова и снова мысленно возвращаясь к безумной несправедливости устройства мира, к какой-то беспощадности рока, Бога, Вселенной. И я сейчас не до конца еще выплыл, только пытаюсь. И пересматривать этот сезон (да и сериал) вряд ли когда-то стану - слишком больно.

Но сперва был третий сезон. Очень сдержанный на фоне греческой трагедии, разыгрывающейся в последствии. В нем были поиски советских шпионов, лошади, американские астронавты, стачка шахтеров, романы и тонны рассуждений о долге. Страдания принцессы Маргарет, духовные поиски принца Филиппа, бремя принца Чарльза и спорные решения королевы стали лейтмотивами сезона.



Самый неожиданный эпизод - «Аберфан»: о гибели 144 человек (116 детей) в Южном Уэльсе в результате обвала породы. Королева Елизавета II посетила деревушку только на 8-й день (Диана, думаю, была бы там уже в первый день)! Кажется, ничего не характеризует эту женщину ярче и понятнее, чем этот эпизод - помешанная на долге и приличиях, она просто не понимала, что нужно вести себя естественно, проявлять эмпатию, а не прятаться за протоколами. И пусть она считает (судя по инсайдам) это своей самой большой ошибкой, уроков она, кажется, так и не извлекла, продолжив выбирать протоколы, ритуалы и репутацию, а не людей, может быть, лишь до самых недавних пор, когда разрешила внукам жениться по любви.

Отдельного упоминания заслуживает эпизод «Принц Уэльский», в котором наследник престола отправляется в Уэльс для изучения языка и культуры перед процедурой инвеституры. Там принц сталкивается с откровенной ненавистью к монархии, с националистами и республиканцами, ратующими за культурно-политическую автономию Уэльса. Чарльз проникается симпатией к устремлениям этих гордых людей и произносит речь, в которой фактически выражает им поддержку, чем выводит из себя мать - королева заявляет, что его мнение не интересно и не важно никому ни в государстве, ни в семье. Хороша мать! И в очередной раз приходится восклицать: велика сила искусства! Чарльзу невозможно не сопереживать, даже зная, что он потом будет делать с Дианой. Расти в нелюбви матери - такого никому не пожелаешь.



И вот четвертый сезон. Юная, робкая, но уже притягивающая к себе Диана попадается на глаза принцу Уэльскому, прочесывающему всю страну в поисках завидной пассии, браком с которой можно успокоить властную и несгибаемую матушку и, подчинившись ее воле, сделать вид, что отказался от любви всей своей жизни (роман с Камиллой Паркер-Боулз к тому времени длился уже 9 лет!). Диана Спенсер, мечтавшая о сказке и принце на белом коне, как и многие девушки, влюбилась - и ловушка захлопнулась, ее персональный ад начался.

Сценарист Питер Морган сделал четвертый сезон очень женским - тон задают принцесса Диана (Эмма Коррин), королева Елизавета II (Оливия Колман), Маргарет Тэтчер (Джиллиан Андерсон), принцесса Маргарет (Хелена Бонэм Картер) и принцесса Анна (Эрин Доэрти). Личные драмы, искусно переплетаясь с военными (Фолклендская война) и политическими событиями эпохи, главенствуют над всем, чувства становятся ключом ко всему. Нам показывают дружбу-соперничество Елизаветы и Тэтчер, новые метания Маргарет (раскапывает историю об упрятанных в психушку кузинах). Но все затмевает история несчастливого брака Дианы.



Обручившись с юной красоткой, Чарльз чуть ли не на следующий день забывает о ней, предоставив Диану самой себе - сразу никому ненужной, одинокой, впадающей в тоску в огромном замке, осознающей, что сердце будущего мужа уже занято. На фоне холодности и отчужденности Чарльза, его нежелания даже попытаться понять и развеять ее страхи и подозрения, у Дианы развиваются неврозы, булимия - страдания, точнее лишь предвестники будущих бед, ввергают Диану в ужасное состояние - она сходит с ума от одиночества и ревности, то и дело провоцирует у себя рвоту, сбрасывая эмоциональное напряжение, и тает, тает, тает на глазах...

Идя под венец, Диана точно знала, что в жизни Чарльза есть другая, да и они до замужества виделись всего 13 раз (!), но неопытная (какой комплимент девушке!) и по-детски наивная (сохранившая это качество навсегда), воспитанная на красивых сказках, она верила, что все образуется. Не образовалось, и не могло образоваться - слишком разные они были: он старше на 13 лет, образованнее, серьезнее, скупее на эмоции, воспитан в строгости и с осознанием своей миссии, да еще и не собирался отказываться от своих связей с замужней Камиллой; она - непосредственная, яркая, озорная, мечтающая об образцовой и счастливой семье, много себе нафантазировавшая и неготовая к могильному хладу Виндзоров, к их умопомрачительной чопорности. У Дианы и Чарльза, у обоих, было по-своему несчастливое детство - им не хватало любви, ласки, внимания родителей, они оба хотели компенсировать этот пробел в отношениях, но он получал все это от Камиллы, а она страдала от недолюбленности и одиночества.

Парадоксальным образом Диана, которую любил весь мир, не могла добиться любви одного единственного человека, которого поначалу действительно любила, а затем, исстрадавшись, она стала искать любви на стороне. Ее отдушинами были дети, появления на публике и благотворительность. Но даже тут она умудрялась бесить Чарльза (а еще его раздражали ее депрессии; ишь чего удумала - огорчаться тому, что муж показательно не любит!) - ее обожали, ей восхищались, а на него, наследника престола, не обращали внимания. Неуверенный в себе, не умеющий располагать к себе других, он тиранил Диану за то, что ее любили все, считал, что она делает это нарочно, крадет его минуты триумфа - даже до такой низости опускался человек.



Конечно, многое в этом сезоне было придумано, приукрашено, акценты очень ловко расставлялись, удары наносились прямо в цель, но кажется, что в плане атмосферы, спектра чувств все это было очень близко к реальной истории Дианы. И очень большая заслуга в этом не только сценариста, костюмеров (от Дианы не оторвать глаз!), но и актеров. Эмма Коррин блестяще справилась с ролью, передав всю грацию и безысходность, красоту и печаль, обаяние и тоску леди Дианы, всю жизнь порхавшей между обожествлявшей ее толпой и не любящим и почти презирающим ее неверным мужем. Чистота, наивность, открытость миру, жажда любви и счастья - все это есть во взгляде и облике Коррин, не хватило, может быть, некоторого озорства, дурашливости леди Ди. Очень хорош был и Джош О’Коннор в роли Чарльза - его и жалеешь, и ненавидишь - то, что надо. И Эмма, и Джош поразительно похожи на своих героев, даже в пластике, мимике.

Отдельно стоит упомянуть крутую Джиллиан Андерсон, здорово отыгравшую Маргарет Тэтчер, во многом стало ясно, почему ее называли «железная леди». Оливия Колман не умеет играть плохо - и ее Елизавета совершенно не уступает, а скорее всего, даже превосходит работу Клэр Фой. Отлично влился и Тобайас Мензис, известный по ролям в громких сериалах типа «Рима» и «Игры престолов», - очень похож на герцога Эдинбургского.

В пятом сезоне, до выхода которого еще год, Диану сыграет Элизабет Дебики. Сейчас кажется, что это очень удачный выбор. Но и переиграть Эмму Коррин, которая пока что лучше всех воплотила «Королеву людских сердец», будет очень трудно.

красота и гениальность, депресс, сериал, Англия, политика, принцесса Диана

Previous post Next post
Up