Если вы когда-нибудь видели фильмы Алены Званцовой, вы вряд ли их забудете или перепутаете с другими. Мне посчастливилось оценить и полюбить
"Небесный суд" и его
продолжение, сюда же можно отнести и картину "Я остаюсь", снятую по ее сценарию. Но сериал "Прощай, любимая" - это еще выше и еще сильнее, это средоточие всех художественных средств режиссера, лучшая и самая завершенная работа.
Все фильмы и сериалы цепляют по-разному: где-то зрителя на крючок ловит сюжет, где-то неистовая игра актеров, где-то уютная или напротив тревожная атмосфера. Шедевр Званцовой цепляет с первых кадров, с заставки, титров, он цепляет стилем. Человеческий глаз видит это совершенство, возведенное в кубическую степень, и обалдевает серии три (меня, кажется, слегка отпустило как раз на середине третьей серии), а потом, когда отходит от шока, от восторга, от гордости от осознания того, что смотрит не творение культового западного режиссера, а отечественный продукт, ощущает, что эта история уже никогда и никуда его не отпустит.
Стиль у Званцовой - одно из главных действующих лиц, без него вообще невозможно представить этот сериал, этих героев, эту реальность. Стиль безупречно, с маниакальной последовательностью и точностью (и тут я позавидовал силе воле и вкусу режиссера) выдерживается на протяжении всех восьми серий и прослеживается во всем - в манере съемки, в одеждах и прическах персонажей, в макияже, в дорогих интерьерах, роскошных машинах, в особом способе говорения и построения фраз, в музыке, в прекрасно подобранной цветовой гамме (серый, металлический, бледно-зеленый, белый, пепельный). И лично для меня Алена Званцова без всяких скидок и оговорок встает в один ряд с такими прекрасными стилистами, как Ксавье Долан, Кристоффер Боэ, Том Форд и Антон Корбейн.
Ловя кайф от визуального восприятия, от картинки, зритель параллельно испытывает почти мучительное наслаждение от игры Константина Лавроненко (он здесь предстает в образе черного, почти непроницаемого, кристалла, внутри которого бушует пламя), Александра Гришина (это томящийся на этом свете человек, одолеваемый своими демонами), Александры Урсуляк (и кто придумал глупость про то, что природа любит отдыхать на детях талантливых родителей?) и Полины Агуреевой (которой почти все время приходится молчать, а ведь ее голос - это 50% ее обаяния и харизмы). На этих четырех китах держится актерская труппа сериала, но штука в том, что у нее здесь нет фона, нет статистов, массовки - каждая микророль не роняет задранной планки.
Стиль. Музыка (как составная часть стиля). Актеры. Наконец, сюжет. Повествование пестрит флешбэками, дополнениями, ответвлениями, образуя мощную структуру, которая держит в напряжении до самого конца, заставляя зрителя едва ли не ежеминутно менять свою точку зрения в отношении героев.
В последние лет 10 отношение к сериалам переменилось. С их помощью теперь и зарабатывают, и развлекают зрителя, но очень часто делают это качественно. В этот жанр охотно идут топовые актеры и режиссеры. Отрадно осознавать, что и в отечественном кинематографе теперь есть человек, который может цеплять зрителя, но не дешевыми приемами, а силой художественного гения. Браво, Алена Званцова! Главное - не сходите с этой тропы.
10 из 10
P.S. Я хочу, чтобы Константин Лавроненко получил оскара. Потому что если не он, то кто из наших? Он даже в сериалах играет, как у Звягинцева.
P.S.S. Я хочу, чтобы рекламировали и крутили по общедоступному ТВ проекты Званцовой, а не всяких кадетов, ранеток и проч.