Голодные игры (The Hunger Games, 2012)

Jun 11, 2015 16:52



- Надежда - это единственное, что сильнее страха.
"Голодные игры" - живое свидетельство того, что даже не вполне самостоятельные и оригинальные изначально идеи (а остались ли такие в принципе?) способны выстреливать, собирать большую кассу, формировать мощные фан-движения. Давно уже весь фокус заключается не в самой идее, а в способе ее подачи.

Эта франшиза, как и, например "Бегущий человек" (или даже и "Шоу Трумана"), взывает к очень простому человеческому чувству - жажде зрелища. Еще древние с их гладиаторскими боями уяснили эту фишку - зрелище для человека, может быть, даже важнее хлеба. Люди эпохи потребления пошли дальше - они научились зрелище не только создавать в каком-то конкретном месте, но и ретранслировать его в массы посредством подоспевших средств коммуникации и массовой информации (их вообще не для обслуживания ли именно этой нужды изобрели?).



Кроме того, цинично и жестоко люди нашего времени научились зрелищем управлять, заставлять его жить по своим законам. В нашей с вами действительности в студиях на ТВ-шоу люди, повинуясь указке специальных людей, смеются или хлопают, выражают несогласие или поддерживают героев. Во вселенной Панема не массовка, а непосредственные участники ШОУ вынуждены подчиняться указаниям "распорядителя Игр", который чутко реагирует на кровожадные запросы толпы и формирует общественную рецепцию.

- Если толпу нельзя запугать, толпе надо во что-то верить.

Главное достоинство "Голодных игр" в том, что, оставаясь очень азартной и увлекательной штукой (да, и во мне сущность обывателя очень сильна), они взывают к морали, не скатываясь при этом в нудное морализаторство. Да, есть здесь и место "ванили", "патоке", но это обусловлено и законами жанра, и маркетинговыми ходами (нужно же зацепить 13-летних девочек). Однако в то же время любовная коллизия разрешается в "Играх" не вполне тривиально - любовь, как таковая, убрана в дальний уголок, а на авансцену выходит приобретенное человеком умение симулировать любое чувство, в том числе и любовь. Да, все это делается с одной целью - выжить, - но вместе с тем и заставляет задумать о том, какое же человек совершенное существо, раз может приспособиться к любой ситуации.



Такие успешные проекты, как "Голодные игры" (можно еще "Сумерки" вспомнить и другие молодежные саги) делают из молодых актеров кумиров, раз и навсегда закрепляют за ними определенную нишу, определенные типажи. Не скажу за Джоша Хатчерсона (я его нигде больше и не видел), но Дженнифер Лоуренс, кажется, сия участь счастливо миновала. То есть, конечно, она вошла в сонм кумиров, но не залипла прочно в одном амплуа - в других картинах она вполне органично смотрится, чего, например, я не могу сказать о звезде "Сумерек" Кристен Стюарт.

- Мне бы только дать им понять, что они мне не хозяева. Даже если умру, хочу остаться самим собой.

Если как-то суммировать свои ощущения от увиденного, то могу сказать, что меня порадовала и новая вселенная, и яркая обертка, в которую все завернуто, и динамичное, драйвовое повествование, и не прилипчивая, адекватная жанру и проекту игра актеров. И, конечно, сыгравший типичного для себя героя Вуди Харрельсон, но сыгравший типично круто. Словом, потенциал у истории большой, хотя к чтению таких книг фильм меня все равно не подтолкнет - слишком уж другие у меня предпочтения в литературе.

9 из 10

ТВ, фильмы

Previous post Next post
Up