Иван-дурак - один из самых популярных героев русских народных волшебных сказок. Дураком его зовут то ли по социальному статусу (третьему сыну не полагается ничего из отцовского наследства, он остается в дураках) то ли используя приставку к имени в качестве оберега от сглаза. На деле же сказочный дурак всегда оказывается умнее всех мудрецов, он с успехом проходит все испытания и получает приз. Иван-дурак - это основа русской народности, это его голос (два якобы умных брата все время помалкивают). Простой сантехник Дима Никитин в картине Юрия Быкова тоже дурак, и тоже не тот, кого мы обычно в сердцах имеем в виду, когда хотим сказать, что человек очень глуп. Быковский "дурак" в глазах современного общества глуп только в том, что он наивно пытается изменить то, на что все вокруг уже давно махнули рукой. В остальном он, конечно, больше сказочный герой, который не боится трудностей, не боится говорить, не боится действовать.
Поразительно, что не будучи совершенно Хлестаковым, сантехник Дима, точно как гоголевский персонаж, встряхивает правящую верхушку провинциального городка, привыкшую тайно и явно, не боясь судов и следствий, покуда они не начинают маячить прямо на горизонте, воровать, обирать народ, пилить и откатывать, отрезать и высасывать, брать, хапать. Как и в бессмертной комедии Гоголя, Быков выводит поразительную портретную галерею "свиных рыл", которым тошно смотреть даже друг на друга, которые, как и чиновники "Ревизора", дай только повод, только спровоцируй их, начинают очернять и обличать один другого, забывая про свои грехи.
- Что ты стоишь тут, поехали!
- Ни ментов нет, ни пожарки. Они должны же были быть.
- Кому они что должны? Ты что как ребенок? Ты в каком мире живешь? Тебя только что чуть не убили! Проснись, поехали!
Гоголь смеется, но смеется горьким смехом (Над кем смеетесь? Над собой смеетесь?). Быков же не находит сил в себя смеяться даже так. Он и его герой в ужасе от происходящего с Россией (за чуть ли не 200 лет со времен "Ревизора" все стало только хуже), они в ужасе от того, что не понимают, как это произошло, как это случилось, что огромная, крепко скроенная, страна так прогнила сверху до низу, накренилась и готова вот-вот завалиться, как та рассыпающаяся в тлен девятиэтажная общага, погребая в руинах народ, зачастую спившийся, неказистый, выродившийся, но народ.
Быков выводит подлинного героя нашего времени, надеясь на то, что, покуда есть такие дураки, у всех у нас есть шанс на спасение. Герой этот, однако, не только не находит, понимания, сочувствия и поддержки, он попросту никому не нужен. Проще закрыть глаза и не думать ни о чем и ни оком, пока, беда не постучит в твою дверь. А до той поры моя хата с краю, я ничего не знаю. Воруют? Ну, да, все воруют. Время такое. Убивают? Ну, что ж, и это всегда было.
- Ну, спасибо тебе, жили, горя не знали. О чем ты думал?
- О людях, родная.
- А мы с Антоном не люди?
- В общаге 800 человек.
- И все твои жены и дети?
Бездействие, боязнь подать голос, по-Быкову, гораздо страшнее всех лихоимств власти, которая устами хозяина нынешней жизни Богачева цинично утверждает, что надо брать, если можешь, а если не можешь, так и живи на дне: "На всех хорошей жизни все равно не хватит, подели ее на всех, и никому ничего не достанется, и все мы будем одинаково нищие".
Любопытно, что Быков в своей картине несколько раз дает власти шанс очеловечиться. Можно вспомнить два ярких примера: 1) когда Дурак врывается в угар и чад чинуш, гуляющих по случаю юбилея "мамочки", мэра города; зритель с неимоверным напряжением, с надеждой ждет, что же ответит мама, спасет ли 800 жизней 2) когда Федотова, Дурака и Матюгина везут на загородную прогулку. В обоих случая герои ведут себя по-разному. Кому-то удается сохранить человеческое обличье и сильно удивить зрителя, кому-то - нет.
Еще один трагический план жизни Дурака заключается не только в том, что он неугоден и противен зажравшейся власти, что ненужен простому, спивающемуся и поколачивающему друг друга люду, но и в том, что он почти не находит поддержки в семье. Не нажил, вернее, не наворовал, как все люди, на гараж себе, на другие блага, какие-то скамейки чинит, шпану гоняет, за посторонних людей переживает. Ну просто юродивый. Дурак. Может быть, это непонимание, семейное, больнее и страшнее всего.
- Дорогая, неужели ты не понимаешь, что мы живем, как свиньи, и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто.
Хочется сказать большое спасибо Юрию Быкову за этот взгляд на Россию. Кто-то вопит, что это чернуха, что это очередной адепт Запада, очерняющий нашу великую и славную Родину, но на самом деле это горький шоколад. Он невкусен, он не так сладок, но как же он полезен!
10 из 10
P.S. Здесь очень сильные актерские роли. Но я выделю только главного героя, потому что всех остальных в той или иной мере видел, знал до этого. А вот Артем Быстров меня поразил. Его нет в кадре. Ни одной секунды нет. Есть только Дурак, переживающий, страдающий, мечущийся.
P.S.S. Дурак в фильме свою дураковатость получил от отца. Хочется надеяться, что и сын Дурака, большую часть экранного времени безмятежно спящий, получит от отца этот ген. С ним тяжело и страшно жить. Но он очень нужен России.