College Boy: Indochine (видеоклип Ксавье Долана, 2013)

Sep 29, 2014 15:56



"Мы помним не слова наших врагов, а молчание друзей. Молчание - одна из главных людских ошибок" (Мартин Лютер Кинг).

Выход видеоклипа College Boy ("Парень из колледжа") рок-группы Indochine ("Индокитай"), снятого совсем еще юным по режиссерским меркам, но уже обласканным вниманием критиков и экспертов Ксавье Доланом, буквально взорвал в мае 2013 года франкофонский мир: одни в голос призывали присвоить ролику самую взрослую категорию и показывать его по ТВ только поздними вечерами, другие твердили о том, что в клипе нет ничего, что выходило бы за рамки активно тиражируемых ныне фильмов и сериалов. Мне ближе вторая точка зрения.

Не буду кривить душой. Я заинтересовался этим роликом из-за Долана, но, если бы видео попалось мне на глаза без указания авторства, я бы все равно сказал то, что скажу сейчас: видео поражает, обескураживает, цепляет, выводит из равновесия вовсе не потому, что в нем показана какая-то нарочитая агрессия и сверхжесткость. Эта короткометражка царапает зрителя тем, что он не может найти адекватного объяснения нескольким вещам, показанным на экране и являющимся гипертрофированной проекцией того, что происходит как среди детей, так и среди взрослых: 1) почему жертва становится жертвой, из-за чего это происходит, как выбирается в обществе, в замкнутом кругу жертва? 2) почему жертва смиренно остается жертвой, не предпринимая попыток прекратить адские муки - пожаловаться/отбиться/схватиться за оружие? 3) почему люди молча наблюдают за истязаниями себе подобных, не пытаясь помешать?

Здесь я учусь тому, что моя жизнь не будет простой
Среди людей.
Я буду чужд их столь размеренной жизни,
Чужд этим людям.

Третий пункт принять и понять тяжелее всего. В финале клипа "изгоя", подобно Иисусу Христу, распинают на Кресте. Я не особо религиозен. Для меня в данном случае важнее то обстоятельство, что за 2000 лет человечество нисколько не изменилось. Сцены распятия Христа неизменно рисуют так: под общие одобрительные крики толпы казнят Иисуса. Не хватает только телефонов в руках, фиксирующих все происходящее, записывающих боль и страдание другого живого существа. Я уверен, что те, древние люди, если бы могли, достали бы свои смартфоны с превеликим удовольствием. Я далеко не образец мягкосердечия и благолепия, но для меня это дико - фиксировать на пленку муки. Что в такие минуты движет человеком, и человек ли это вообще?

Мне кажется, взрыв негодования в отношении этого видео во многом обусловлен страхом, только не страхом перед тем, что дети, насмотревшись на эти "долановские зверства", начнут истязать сверстников и прочих, а страхом того, что так, пусть и не столь гиперболизировано, давно происходит все на нашем свете. Происходит и происходило везде и во все времена: можно вспомнить советское "Чучело", эстонский "Класс", скандальную "Школу" Германики. А можно, чего греха таить, вспомнить свой опыт. В большинстве классов были и есть "изгои". В моем их было двое - мальчик и девочка. К своему стыду, я если не поддерживал издевающихся над ними, но и не мешал им, молчал с повязкой на глазах - как дети из этого клипа...

Долан снял очень жесткое, бросающее в холодный пот, кино. Снял эстетски, с вызовом, с надрывом. За что надо режиссеру сказать "merci", как говорит жертва издевательств в финале фильма. Долан за 6 минут экранного времени немного издевается над зрителем, но это пойдет нам только на пользу.

10 из 10

P.S. Видео настолько крутое, что на музыкальное сопровождение я обратил внимание только после пятого просмотра. А композиция очень сильная.

P.S.S. Антуан-Оливье Пилон просто прекрасен. Чем-то он напоминает Руперта Гринта. Теперь я понимаю, почему именно Пилона выбрал для своего пятого фильма "Мамочка" Долан.

image Click to view

Ксавье Долан, музыка моей души, фильмы, видео, короткий метр

Previous post Next post
Up