Я нахожу особую прелесть в том одиноком образе жизни, который сознательно или неосознанно веду вот уже не первый год. Но иногда, когда на меня что-то накатывает, когда хочется запить горсть антибиотиков парой-тройкой глотков виски или рома, я мечтаю не о любви или дружбе, а о родстве душ, которое прекрасно воплотили на экране два главных героя фильма "Уитнэйл и Я" - собственно Уитнэйл и Марвуд.
Это дружба/родство того рода, когда один говорит другому что-то вроде: "Пойдем подышим свежим воздухом", - и добавляет, как классик когда-то, - "А то непременно сблюю от тоски и затхлости". И тот другой, поворчав немного для проформы, надевает дурацкую свою куртяшку со стоячим воротником и послушно плетется за другом на сырую улицу, где совершенно нечего делать.
Дружба/сожительство двух мужчин - это всегда так или иначе Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Не в том, конечно, смысле, что один регулярно играет на скрипке и повторяет "Это элементарно", а другой с видом верного пса всюду следует за взбалмошным другом. Просто в такого рода отношениях один всегда смышленее другого, чудаковатее, резче, сильнее. Один всегда стремится доминировать, навязывать свою порой дикую волю, а второй занимает соглашательскую позицию, жертвуя чем-то ради дружбы. Тут можно вспомнить и Доктора Хауса с Уилсоном, а если копнуть глубже, то и Дон Кихота с Санчо Пансой.
Более яркий, взрывной и вместе с тем меланхолически настроенный Уитнэйл подавляет своего женственного и отчасти истеричного друга Марвуда, до поры до времени навязывая ему полный диктат своей воли, преследует вполне понятную цель - потешить свое эго, а также возбудить самого себя, вырвать из зыбкой и топкой разлагающейся реальности. Взаимные подколки и совместные предприятия, вроде уик-энда за городом, бодрят героев куда как качественнее, чем дешевый алкоголь и дурь непонятного происхождения, от которой на время выключается сознание, но не заполняется жалобно и просительно урчащий регулярно пустующий желудок.
Два друга ведут образ жизни, которому всякий интеллигент в разное время жизни может только позавидовать: они живут в грязи и лени, в той степени свободы, подразумевающей под собой декаданс, маргинальное, пограничное существование. Они дурачатся и прожигают жизнь, они разрушают себя и ждут ролей. Ах, да, они актеры. Никому ненужные неудачливые актеры, которые свою жизнь превращают в представление.
Мне эта картина напомнила два нетипичных фильма с участием Аль Пачино - "Местный стигматик" (1990) и Китайский кофе (2000). Все эти ленты роднит одна рамка: два главных героя говорят о жизни, о политике, обо всем и ни о чем; два героя время от времени откалывают номера разной степени диковинности. Это кино разговорного жанра, но разговор этот не пуст, он густ, как добротные щи, в которых можно выловить множество вкусностей.
10 из 10
P.S. Кажется, я нашел одного из киношных праотцов образа британского "Шерлока", рвущего в наши дни зрителя на части. Это Уитнэйл в исполнении Ричарда Э. Гранта. Тот же диковатый взгляд, та же отрывочность жестов и движений, переменчивость настроения и те же безумные идеи. Ну, и конечно, то же дико стильное длиннющее пальто до пят.
P.S.S. Это удивительно стильное кино, даже по высоким британским меркам. Стиль здесь во всем, даже в небрежной и помятой внешности героев.
P.S.S.S. Пишу эти строки и уже ужасно хочу пересмотреть кино.