Германская головоломка (2013)

Nov 14, 2013 17:46



Владимир Познер и Иван Ургант приучили зрителя к тому, что их путешествия носят страноведческий характер. До этого дуэт мудрого и забавного телеведущих поведали зрителю об устоях, нравах, обычаях, национальных особенностях, культурных достопримечательностях таких мировых держав, как США, Франция и Италия. Чего-то подобного ожидалось и от поездки по Германии...

Мне очень нравится фраза футбольного телекомментатора Юрия Розанова о том, что не оправдавшиеся ожидания - это проблема завышенных ожиданий самих ожидающих. В какой-то степени она подходит и к тому случаю. Познер и Ургант приучили зрителя к некоторой торговой марке, качество которой если и падает от проекта к проекту, то не слишком заметно. В "Германской головоломке" это падение, увы, очень заметно.

Отчасти это связано как раз с тем, что ожидания зрителя не оправдываются, отчасти с тем, что сама специфика проекта сильно отличается от предыдущих - здесь нет страноведения как такового. Вместо оного зрителю подается субъективный и дико предвзятый авторский взгляд на проблему фашизма и нацизма, причем акцент делается на том, что подобный ужас в национальном характере немцев, что подобное легко может повториться и в будущем.

Конечно, в эпоху демократии каждый волен выражать свое мнение в той форме, какая ему близка, если это не противоречит законам, не задевает никаких религиозных чувств. и проч. Так и Познер имеет несомненное право критиковать, открыто ругать и не любить Германию в виду того, что с этой страной связано не только общемировое горе, но и один из самых тяжелых периодов его жизни. И здравое зерно в рассуждениях Познера есть: чтобы весь этот ужас не повторился, об этом надо говорить, этому нужно учить детей. Только вряд ли для этого годится форма обличения ненавистных немцев. Злодеи, как и гении, есть у всякого великого народа. Не нужно ставить клеймо на всем стаде из-за того, что когда-то в нем водились, да и сейчас водятся, паршивые овцы. Иначе чем чем это отличается от нацизма? Вряд ли наличие неонацистов в Германии страшнее существования подобного течения в России, которая так (27 млн человек!) пострадала от фашизма. Почему об этом не говорит Познер?

У Германии великая история, великая культура. Познер постоянно задается вопросом, как народ Вагнера, Баха, Бетховена, Шиллера и Гете мог прийти к фашизму. У меня встречный вопрос: как Познер решил, что фашизм - ядро этого народа, а не как раз та самая великая культура?

Мне понравились всего несколько серий из цикла. Последняя - про немецкую семью Познера. Серия про Крысолова. Очень красивая аллюзия на фашизм вышла. И серия про смешение культур в Германии. Это было действительно хорошо.

Не понравилось: предвзятое отношение Познера к Германии + роль Урганта (попить пива и покурит кальян в паре серий - хороша роль) + отсутствие замков, кухни и многого другого.

6 из 10

ТВ, Познер, сериал, Германия

Previous post Next post
Up