Сергей Донатович Довлатов - такой удивительный писатель, что, беря в руки книжку, претендующую на звание едва ли не первого серьезного научного труда о писателе, невольно ожидаешь от этого научного томика той же веселости и увлекательности, той же горькой подчас иронии, той же жизненной силы и не претендующей на правду, но правдой являющейся сути, которыми пронизаны лучшие тексты самого Довлатова.
Глупо, конечно, сравнивать попытку научных изысканий с художественной литературой, но я готов вслед за Игорем Сухих повторить: мне кажется, я знаю, что бы самому Довлатову в этой книжке понравилось, чему бы он удивился, где бы рассмеялся. Точно так же происходит и с самим довлатовским читателем, изучающим труд Сухих.
Не могу сказать, что пребываю в восторге, как не могу сказать, что уяснил для себя всего целиком Довлатова, но точно могу сказать, что эта книжка была не только полезна, но и интересна. Сухих анализирует не только время, место и фактор судьбы в творчестве Довлатова, но и соотносит самого автора с этими пространственно-временными континуумами, отмечая и время, и место и роль/судьбу Довлатова в русской литературе.
Мне и без книжки Сухих было понятно, что Довлатов писал по сути одну книгу об одном герое. Говорят, что он не написал роман. Написал - и еще какой.
Его герой во всех его книжках изменяется, меняются и люди кругом, меняются страны и времена. А стиль Довлатова, техника его игры на каких-то незатейливых, но таких щемящих струнах, остаются навсегда.
Тут есть и про довлатовский анекдот, где ситуация важнее самих персонажей; и про драму, которая старательно скрывается за общим ироничным и с виду непробиваемым тоном; и про разные жанры и формы.
Порадовал бонус - про ерофеевскую поэму "Москва-Петушки" и про соотношение Ерофеева и Довлатова.
Хорошая книжка.