"Быть Чарли Кауфманом". Наверное, так стоило озаглавить этот фильм, хотя это кино, конечно, больше не про отдельно взятого человека, а про профессию, про целую индустрию и ее законы, про людей, испытывающих муки творчества.
Это тот фильм, в процессе созерцания которого невольно становишься не только зрителем, но и участником. Кауфман затрагивает какие-то мозговые центры, отвечающие за активацию мыслительного процесса. Секунда - и вы так же, как главный герой, одержимы написанием чего-то важного и прекрасного, вы также страдаете и томитесь, вы комплексуете и боитесь. На эти два часа вы - Чарли Кауфман.
- Я не могу уснуть, у меня выпадают волосы, я толстый и нудный.
Чарли Кауфман - великий комбинатор и мистификатор. Пожалуй, эта его работа посильнее даже, чем миф Вуди Аллена про гениального гитариста Эмете Рэя. Он придумывает тут биографию не только себе и окружающим, но и выводит на подмостки свое альтер эго в образе брата-близнеца. Он написал сценарий про то, как он пишет сценарий вместе с выдуманным братом по книге журналистки, написавшей историю одного чудаковатого охотника за орхидеями. Кажется, куда сложнее? Но по этому сценарию снимается фильм, и мы видим не только реальный процесс написания Кауфманом сценария к фильму, который смотрим, но и процесс создания несуществующего брата и написания с ним сценария для фильма, который мы смотрим! Кайф!
- Все эти учителя опасны если у тебя есть своя цель. Писатель это путешественник в неизвестность.
У меня порой кипели мозги, но это дико приятная работа серого вещества. Весь фильм зритель пытается отыскать смысл, как героиня-журналистка ищет орхидею-призрак, отделить выдумку от реальности. Однако суть тут, по-моему, не в конечном итоге - нахождении этого смысла, - а в самом процессе. Интереснее всего тут прошвырнуться по закоулкам мозга Чарли Кауфмана, восхититься тому, как он жонглирует сценарными приемчиками, как заворачивает интригу. Кажется, я впервые получил такое удовольствие именно от сценария.
Это одна из лучших ролей Николаса Кейджа из тех, что я видел. Он не только сыграл двух разных людей, но и сумел очень точно и детально передать метания, страхи, сомнения и блуждания Творца, ищущего редкий цветок вдохновения...
9 из 10