До просмотра этого фильма о Joy Division я знал только одно - эту банду очень уважает мой брат
horacio_o. Сам я всегда считал, что подобная музыка - не мое. Я примерно так же подходил к просмотру фильма "Дорз" (1991). И на выходе у меня сформировались схожие впечатления от музыки - не от кино. Фильмы очень разные, истории очень разные, центральные фигуры, а вот музыка - очень похожая. По энергетике, по настроению. Недаром одним из главных кумиров Йэна Кертиса был Джим Моррисон.
При просмотре этой картины я не раз ловил себя на невольном сравнении Кертиса с Моррисоном. Оба на сцене входили в какой-то транс, однако Моррисон в этом трансе достигал то высот горных пиков, то падал на дно ущелий; а Кертис от транса переходил к конвульсивной пластике, что объяснялось отчасти его эпилептическими припадками. И еще я для себя как-то охарактеризовал Моррисона, как последователя вуду, шамана. Кертиса я бы назвал темным магом.
- Я думаю, нам стоит пожениться.
- Это предложение?
- Ты моя. Необратимо.
Ранее я смотрел "Американца" Антона Корбейна, я видел его фотографии, поэтому прекрасно понимал, на что этот режиссер способен в плане красоты картинки. И все же, как бы ты не подготавливал себя, "Контроль" завораживает. Кажется, Корбейн контролирует в кадре малейшую деталь, он все продумывает, все выверяет, выставляет в нужном ему порядке. И при этом совершенно не ощущается некоторая искусственность, протезность сцен.
А черно-белая цветовая гамма в данном случае - это, конечно, не только и не столько художественное средство выражения, сколько прием, обыгрывающий умонастроение главного героя. Приходилось читать мнения о том, что цвет придал бы этому фильму подвижности и динамизма. Придал бы, конечно. Только зачем? Черно-белый лакированный кадр и неторопливые вязкие сцены гораздо точнее, как мне кажется, передают натуру Йэна Кертиса.
- Ну он ведь теперь знаменитость…
- Только не для меня. Я все еще стираю его трусы.
Может быть, дело во мне, но я не до конца понял конфликтную ситуацию главного героя (я говорю именно о фильме) которая привела к трагическому финалу. К концу жизни жену он уже совершенно не любил, поэтому нельзя сказать, что он разрывался между двумя женщинами. Скорее, его убивали серость промышленного городка, бедность, страх перед заболеванием, страх чего-то не успеть договорить...
Подражая Джиму Моррисону, Йэн Кертис остался при этом не похожим ни на кого благодаря оригинальной манере исполнения своих текстов. И тут игра Сэма Райли завораживает не меньше бережного обращения с камерой режиссера Корбейна. Райли не только внешне похож на Кертиса, он потрясающе схватил суть его телодвижений, его отрешенную замкнутость. Саманта Мортон играет привычную Саманту Мортон - тихую, покладистую и верную подругу.
Уверен, что фанатам Joy Division этот фильм должен нравится. Мне он был интересен, в первую очередь, тем, что я увидел очередной экстракт жизни яркой творческой личности. Увидел и ужаснулся, потому что Кертис ближе всего к черной бездне, к Марианской впадине...
9 из 10