Пожалуй, это самый глубокий фильм о столкновении Художника с Властью, с Народом, с Невежеством этого мира, из тех, что я видел.
Удивлен, что у этого фильма сравнительно невысокая оценка... Попробую по пунктам расписать его достоинства.
1) Каждый Художник старается сеять в мире ценное, вечное, доброе, несущее в себе какую-то высшую правду. Каждый Художник сталкивается с непониманием, пошлостью окружающей среды и общества. Каждый Художник - чуточку благородный воин, потому что сражается не за себя, а за сердца и души людей... Здесь это сражение передано потрясающе точно: сражаться приходится со всеми - то одна власть в городке, то другая, то третья - и с собою в том числе.
2) Красные, белые, зеленые. Любая власть ограничивает человека, загоняет его в рамки. Нет ни одной власти, которая была бы столь хороша, что давала бы человеку и хлеба, и зрелищ, и духовной пищи, и свободы... Все эти сражения за город - тщета в сравнении с тем сражением, которое ведет своей жизнью Искремас...
- Ничего, ничего, Федя. Наступят лучшие времена, и в этом Богом забытом городишке я поставлю спектакль-откровение, спектакль-динамит. Нам еще будут завидовать Москва и Питер! Вы напишите мне декорации замечательные. Распишете занавес, разукрасите зал. Каждую картину мы будем давать зрителю. Маленькую. Пускай понесет ее домой - старым родителям, малым детям. Пускай они тоже приобщаются к настоящему искусству.
3) Табаков, Ефремов, Леонов. Надо ли что-то еще говорить? Восторженный идейный кипучий Искремас (Табаков). Молчаливый (кажется, он не произносит ни одного слова) и глубокий Федор (Ефремов). Простоватый добродушный Пашка (Леонов). Три глыбы. Три Айсберга.
4) Спор артиста (Искремас), художника (Федор, пусть он и не произносит слов) и киномеханика (Пашка). Это один из множества возможных по направлению споров "о вечном". Тут идет беседа за театр и за кино. Тут победителей нет. Всякое искусство - ценно.
- Мы и Пашку возьмем в театр - билеты продавать.
- Почему, почему билеты?
- Пашка, милый, нас с Федей движут по жизни высокие идеи, а тебя - твои кривые ножки.
- Неправда. У меня тоже есть идея...
- Какая?
- Выжить.
5) Юная Проклова чудо как хороша! Сцены с ее участием мне напомнили фильм Глеба Панфилова "Начало" (1970), где Инна Чурикова тоже играет Жанну д`Арк. Тот фильм я видел раньше.
6) Времена меняются (революции, перевороты, войны) а искусство - вечно!
Это удивительно тонкий, я бы даже сказал пронзительный, ироничный трагикомичный фильм. Крайне советую.
10 из 10