Феликс Пальма (Санлукар-де-Баррамеда, 1968 г.р) был единогласно признан критиками одним из наиболее ярких писателей современности. Фантастическое в его историях вторгается в обыденную реальность, меняя и преображая ее. Призанный мастер рассказа, Пальма получил в общей сложности около ста литературных наград за опубликованные в течение 12 лет сборники: El vigilante de la salamandra (1998), Métodos de supervivencia (1999), Las interioridades (Premio Tiflos, 2001), Los arácnidos (Premio Iberoamericano de relatos Cortes de Cádiz, 2003), El menor espectáculo del mundo (2010).
В 2001 году вышел дебютный роман писателя - La Hormiga que quiso ser Astronauta («Муравей, который хотел быть астронавтом»), спустя четыре года - Las corrientes oceánicas («Океанские течения»), отмеченный премией Луиса Беренгера. Мировую известность Феликсу Пальме принес роман El mapa del tiempo («Карта времени», 2008 г), за который он был удостоен премии «Атенео де Севилья»; книга была переведена на множество языков, издана в США, Австралии, Норвегии, Германии, Японии и других странах. В настоящее время Пальма работает журналистом и литературным критиком, проводит писательские семинары.
«Карта неба» - вторая часть «Викторианской трилогии» испанского писателя, начатой романом «Карта времени». Действие книг происходит в Лондоне в XIX веке, в эпоху великих научных открытий; фантастические сюжеты романов Герберта Уэллса оказываются частью действительности и дают толчок к развитию необыкновенных и головокружительных событий.
У Эммы Харлоу, талантливой молодой особы из Нью-Йорка, есть план, как восстановить память своего деда. И тот, кто будет способен воплотить его в жизнь, в награду получит ее руку и сердце .
В жаркое лето 1835 года один человек заставил целый мир мечать, уверяя, что луна населена единорогами, людьми - летучими мышами и другими фантастическими существами. И хотя доказать, что это ложь - не сложно, многие продолжили верить, что на луне хранятся мечты, способные сделать жизнь прекраснее. Прошло более шестидесяти лет. Внучка этого человека - Эмма Харлоу - угрюмая и неприступная девушка, которая, несмотря на это, отлично вписалась в компанию высшего общества Нью-Йорка, абсолютно уверена, что сможет влюбиться лишь в того, кто способен обмануть весь мир, как в свое время - ее дед. Самый неутомимый претендент на руку и сердце Эммы - миллионер Монтгомери Гилмор - должен преподнести ей своеобразный свадебный подарок: заставить мир поверить, что Марс населен разумными существами, и воспроизвести марсианское вторжение описанное в романе Герберта Уэллса «Война миров». Непростая задачка! Но для Гилмора нет ничего невозможного. И марсиане вторгнутья Землю; правда на этот раз - для любви.
Что происходит, когда сны превращаются в кошмары? Должны ли мы прекратить видеть сны? Что легче: пережить марсианское вторжение или завоевать сердце женщины, которая не верит в любовь?
Вопрос Ваш роман не просто классифицировать: фантастический? Научно-фантастический? Для меня, например, - это история приключений в стиле Жюля Верна.
Ответ Роман играет с огромным количеством жанров (фантастический детектив, романтические приключения), потому его так сложно классифицировать. Но это то, что мне действительно нравится, в отличие от жанровых ограничений. Как вы верно заметили, моя книга - дань великому приключенческому роману XIX века, в основном «Войне миров» Г. Дж. Уэллса, и таким авторам, как Стивенсон, Сальгари, Дюма, Жюль Верн... Писателям, которые создали популярную литературу высокой культуры, специально для нового читателя - читателя общества буржуазного. То была эпоха великих приключений, и это отлично отражено в литературе того времени, именно оттуда в настоящее перекочевало множество мифов: Дракула, Франкенштейн... Это был золотой век литературы, чтение было праздником, и я хочу, чтобы читатель почувствовал это, открывая мою книгу.
Вопрос Вымышленные путешествия продолжаются. В чем главное отличие романа «Карта неба» от первой части «Викторианской трилогии»?
Ответ Во-первых, хочу уточнить - романы отлично читаются и вне трилогии. Это совершенно разные истории. Я даже рекомендую сперва прочитать вторую часть; она поможет лучше понять первый роман.
Когда пишешь вторую книгу из одной серии, всегда возникает дилемма: сделать то же самое в угоду читателю или сделать что-то совершенно другое, предав читателя (ожидающего того же самого). Я попытался сделать то же самое, но по-другому. Формула повторяется, но история - совершенно иная. Было сложно, я изо всех сил старался не раскрывать и не повторять того, что произошло в первой части трилогии.
Вопрос Когда вы начали писать «Карту времени», вы уже планировали продолжение? Или это идея пришла позже, с успехом романа?
Ответ Сначала продолжение не планировалось, но когда роман издали, я понял, насколько он понравился читателю.
Так как действие романа «Карта времени» заканчивается как раз в то время, когда Герберт Уэллс дописывает свою «Войну миров», я подумал: коли с «Машиной времени» появляется фирма, предлагающая путешествия во времени, почему бы внезапно не произойти марсианскому вторжению, если книга и об этом уже написана. Я начал представлять, как бы к этому отнесся сам Уэллс. Агент из Скотланд-Ярда заходит приходит к писателю и сообщает, что в окрестностях Лондона приземлилась летающая тарелка, прямо как в его книге. Мне было интересно, как отреагирует писатель на то, что его мрачные фантазии стали реальностью; как бы он скрывался от вторжения, которое сам «наколдовал». Чувствовал бы он в тот момент ответственность, хотел бы спасти Землю? В общем, эта идея зацепила меня и заставила продолжить трилогию.
Вопрос Вы используете образы Герберта Уэллса в своих романах. Почему выбрали именно этого автора? Изменится ли что-то в финальной части трилогии?
Ответ Вся трилогия - о творчестве Уэллса. Третья часть будет посвящена «Человеку-невидимке». Уэллса по праву считают отцом научной фантастики. Он был писателем-провидцем, первым написал о путешествиях во времени, инопланетных вторжениях, навязчивых идеях ученых и биологических диверсиях. Герберт Уэллс интересен не только как писатель, но и как человек. Вдумайтесь, он был первым, кто сделал фантастику не темой, а литературным приемом, который использовал для критики современного ему общества; фантастический компонент меньше всего заботил Уэллса в его романах. «Машиной времени» он хотел продемонстрировать классовое общество того времени, «Война миров» критиковала милитаризацию Германии перед Первой мировой войной. А нам остались его идеи путешествий во времени и марсианских вторжений. Мне это очень нравится. А ведь редактор писателя требовал Уэллса оставить эти истории и писать «серьезную литературу».
Вопрос Ты продолжаешь в том же повествовательном ключе, который уже использовался в «Карте времени»: Лондон, викторианская эпоха... Возможно, потому что эти фантастические аллюзии не были бы понятны сегодняшнему читателю?
Обложка оригинального издания
Ответ Идея была в том, что я ставлю себя на место читателя викторианской эпохи, эпохи набирающей обороты промышленной революции; и рассказываю историю, которая могла бы быть реализована в это самое время: путешествия во времени, но так, как могли себе это представить люди в то время, с их паровыми машинами и механизмами. Я представил себе менталитет дам и джентельменов викторианской эпохи, он показался мне настолько привлекательным, что я решил написать роман и использовать в сюжете Уэллса, потому что именно он спровоцировал эту мысль, желание совершить своего рода социальное путешествие во времени. Все это, по сути ,было возможно только в викторианскую эпоху. Сначала я боялся, ведь все написанное мною ранее было о современной Испании; никогда еще я так много не работал с документами и архивами. Я хотел стать «местным», необходимо было проникнуться темой, думать как типичный англичанин викторианской эпохи.
С другой стороны, это действительно было увлекательное время для литературы в целом - время, когда царствовало воображение, наука только находилась в стадии становления, а все великие экспедиции уже завершились. Было множество людей, увлеченных прогрессом, и тех, кто напротив, верил в безграничные чудеса. Это было время последних великих приключений.
Я думаю, сегодня приключенческий роман считается анахронизмом. Мы живем в мире, который захватил психологический роман. В моем романе я намерен дать волю воображению!
Вопрос Как у вас получается создавать такие масштабные истории, изощренный сюжет которых держит интригу до самой последней страницы?
Ответ Думаю, это спорный момент... Я опираюсь на ту мировую литературу, которая нравится мне самому в представленном жанре. Стиль Эдгара По, Кортасара - то, на что вы можете рассчитывать. Если сфокусировать внимание на структуре - заметите, что роман обладает четкой структурой, большое количество страниц этому не помеха. Я считаю, что эта книга - песня, из которой слов не выкинешь.
Вопрос И за всей этой историей стоит еще и большая любовь. Вы романтик?
Ответ Должно быть, да. Во всех моих рассказах есть любовь или разлука. В этом романе я хотел пойти немного дальше: взять двух противоположных друг другу персонажей и влюбить их друг в друга, шаг за шагом, на глазах читателя, и на фоне марсианского вторжения.
Вопрос Можно сказать, что ваш роман - своеобразное признание в любви жанру фэнтези. Что привлекает вас в этом жанре?
Ответ Это жанр еще в детстве увлекал меня, «зажигал лампочки» в моей голове, другие жанры были на это неспособны. В час написания почти во всем есть фантастический или абсурдный элемент, который не перестает быть чем-то нереальным, рассказанный даже с полной реалистичностью. Если у всего, что я написал есть такая особенность, я очень доволен.
Вопрос Мы уже знаем имена тех писателей, которые повлияли на ваше творчество. А что насчет современной литературы, какие современные авторы вас впечатляют?
Ответ Мне нравится писатели, которые отклоняются от языковых норм и и форм, пишут так, как будто описывают фильм. Вот например Игнасио дель Валле кажется мне одним из лучших. Еще мне очень нравится Луис Мануэль Руис (Luis Manuel Ruiz), Хуан Хасинто Муньос Ренхель (Juan Jacinto Muñoz Rengel) , Дэвид Торрес (David Torres) и Антонио Орехудо (Antonio Orejudo).
Вопрос Можно ли говорить о новых проектах?
Ответ Я работаю над третьей частью, которая ссылается на «Человека-невидимку» Уэллса; а Конан Дойл - приглашенный писатель. «Карта хаоса» закроет «викторианскую трилогию», в книге речь пойдет о мире спиритизма.
Источник