О спасении,
телепортации
и новом мировом порядке.
Фрагмент иконы Ангел Златые власы (Архангел Гавриил). Конец XII в.
"Они убивали, чтобы добыть себе пищу совершенно также, как коршун истребляет свою добычу: они осуществляли биологический закон наивно, непосредственно, даже не подозревая, что над этим законом звериной жизни есть какая-либо другая, высшая норма."
Правду о человеческой природе иногда "подсвечивает" война...
Тайна третьей цитатыАзиатские орды, терзавшие христианскую древнюю Русь пришли на ум философу Евгению Трубецкому в 1916 году, в самый разгар Первой мировой войны. Сравнение со средневековьем оказалось не в пользу "европейского" ХХ века: "Совершенно иное мы видим теперь, в стане наших врагов. Здесь биологизм сознательно возводится в принцип, утверждается как то, что должно господствовать в мире".
И уже господствует, добавим мы спустя еще 100 лет... Сильно видоизменившись, христианская культура стала "бывшей". Мышление людей перевернуто. Согласно евангельскому прогнозу человеческая история устремилась к своему концу. Буквально на наших глазах...
Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920)."Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой или упасть в бездну, вырасти или в Бога или в зверя." Эта, третья цитата из статьи Трубецкого "Умозрение в красках" - самая знаменитая. Работа, посвященная русской иконописной традиции неслучайно делит мир на две несоединимые части. "Чем надлежит быть вселенной, зверинцем или храмом?" - вопрос человеческого самоопределения.
Для древнерусского человека храм служил убежищем. Иногда от неминуемой физической смерти... Но смысл "побега" все же состоял в поиске "иной жизненной правды и иного смысла мира". Контраст между идеалом Небесного Царства и земной жизнью тогда был резче.
Апофеоз войны, 1881 г., Василий Верещагин.В наши дни конфликт ушел внутрь человека. Но убежищем храм остается и сегодня. Ведь "бессмысленная суета и нестерпимая мука нашей жизни" никуда не исчезли...
Не потому ли современный кинематограф полюбил фантастическую идею телепортации между мирами? От "Соляриса" до "Гарри Поттера". Кассовые сборы тут не главное... Запрос на такое кино лежит в глубине человеческой души. Она вмещает больше, чем предлагает видимый мир.
Душе тесно...
Телепортация на НебоЗадумывался ли кто-то о том, что успешно продаваемое фэнтези "основано на реальных событиях"? Ведь "порталом" для выхода в "другое измерение" служит христианский храм, а "границей перехода" - иконостас. Об этом забыли... Не удивляйтесь. Святой первого христианского века Дионисий Ареопагит говорил об иконах как о "видимых изображениях тайных и сверхъестественных зрелищ"...
Русский священник и философ начала ХХ века Павел Флоренский в книге "Иконостас" дает еще более удивительное объяснение: "...если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы."
Павел Александрович Флоренский (1882-1937).Понять и, возможно, почувствовать сказанное отцом Павлом поможет еще одна пространная цитата: "По немощности духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некое пособие духовной вялости: эти небесные видения, яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою. Но этот костыль духовности, вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих - любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а напротив, указывает им, полуслепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным вход в иной мир, запертый от них собственной их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном, после того как оказались они недоступными речи в обыкновенный голос."
Фото Виктора Корнюшина.За видимостью богослужения скрыта "параллельная реальность" близкого Божьего присутствия... Благодатная и страшная... Поэтому в Церкви всегда с трепетом использовали все самое лучшее, самое качественное. Лучшее вино, хлеб, материалы, достижения эстетики...
Иначе и представить себе невозможно!
Не исключение и наш Свято-Никольский храм. Он создается в стилистике лучших образцов зодчества XVII века с применением художественных приемов и технологий русского модерна начала ХХ века. Проект церкви позволяет разместить в ней большой традиционный иконостас - самую дорогостоящую часть храма, которая может составлять до половины всей его стоимости.
Но такие иконостасы "открывают Небо" многим поколениям христиан и остаются в истории. Для реализации задуманного нам потребуются серьезные средства.
Проект Свято-Никольского храма и центральной трети иконостаса.
Как это устроеноКлассический русский иконостас XV-XVII веков является вершиной мировой иконографии и, чаще всего, содержит в себе пять рядов. Сверху вниз по нему можно прочесть всю историю Церкви.
Самый верхний, пятый ряд - праотеческий. В его середине принято помещать образ Ветхозаветной Троицы - трех Ангелов, явившихся праотцу Аврааму. По бокам, направо и налево изображаются ветхозаветные святые допророческих времен и первые люди - Адам, Ева, Авель... Они еще знали единого Бога и имели обетование о спасении.
Следующий ниже, четвертый ряд - пророческий, имеет отношение к временам близкого ожидания прихода Мессии. Здесь помещены иконы царей Давида, Соломона, ветхозаветных пророков с символами их пророчеств о рождениии в мир Христа. В центре ряда - исполнение предзнаменований - Богородица с Богомладенцем, которого так ждали.
В составе третьего, праздничного ряда,уже иконы основных событий Евангельской истории. Они выстроены вокруг Христова Воскресения, события, сделавшего возможным спасение людей от смерти. Иконография ряда в основном совпадает с праздниками годового цикла. Праздничный ряд изображает собой центр человеческой истории, символично делящейся на "от" и "до" Рождества Христова.
В Благовещенском соборе Московского Кремля.Еще на ряд ниже земное время соединяется с Вечностью. Название второго ряда - деисис, от греческого слова "моление". В центре ряда икона Христа Вседержителя. Налево и направо от Спаса предстоящие в три четверти оборота и молящиеся Ему Богоматерь и Иоанн Креститель. Далее архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Деисис - главная часть иконостаса, изображающая Страшный Суд во втором пришествии Христа где святые молят Его о всем человеческом роде. Если позволяет место, ряд может содержать иконы всех двенадцати апостолов.
И наконец, самый нижний ряд - местный, прямо обращен к собравшимся в храме. В нем устроены Царские врата с изображением Благовещения и четырех евангелистов. Вверху икона причащения апостолов. Царские врата - место входа в алтарь, соединяющее земное с небесным. Символ соединения - земная дева Мария в Благовещении согласившаяся стать матерью воплотившегося Бога. Евангелисты и икона причащения апостолов - указание верующим на способ спасения через принятие Христовых Тела и Крови и следование Евангелию. Слева и справа от Царских врат - иконы Спасителя и Богородицы. Еще правее размещают храмовую икону - святого или праздника, в честь которых освящен и назван храм. Остальные иконы ряда - местночтимые.
На самом верху иконостас венчается Святым Распятием. Это знак того что Церковь создана Христовой Жертвой.
За новый мировой порядок!Церковь - это "аномальная зона", остров абсолютного добра. Христовой Жертвой здесь привычный мир перевернут с головы на ноги...
Храмовая архитектура по словам Евгения Трубецкого "выражает собою тот новый мировой порядок и лад, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается во храм". Философ указывает на храм, как на модель будущей вселенной, где отменяется "закон взаимного пожирания существ". Не этого ли все мы хотим в глубине души, глядя на земные конфликты или участвуя в них?
Звериный стиль, современная татуировка."Новый мировой порядок" начинается в нашем сердце... Не его ли согревает золотом своих икон Небесное Отечество?
Для нашего храма спроектирован полноценный высокий пятирядный иконостас в русско-византийском стиле. Он должен будет подняться в высоту купольного шатра, и прикрывая его восточные грани "обнять" собой место для молящихся. Таким образом, небесное, алтарное пространство как бы обнимет земное...
Уникальный проект разработан архитектором Александром Субботиным опираясь на аналоги иконостасов Успенского и Благовещенского соборов московского Кремля, Федоровского Государева собора в Гатчине, старинной костромской церкви Воскресения на Дебре и Никольского храма в итальянском городе Бари. Декор будет состоять из золоченой резьбы, кокошников, карнизов и колонн с применением метода гальванопластики и других технологий. И, конечно же, мы мечтаем о привлечении лучших специалистов для написания святых образов...
К читающим эти строки мы обращаемся с просьбой о пожертвовании. Без вас ничего не получится. Ведь храмовое строительство во все христианские века было общим делом. Вместе строили, вместе молились, вместе наследовали вечную жизнь...
Фото Виктора Корнюшина.С тех пор ничего не изменилось. По-гречески "общее дело" - "Литургия", название главного церковного богослужения. В нем Небо спускается к тем, кто устав от "звериной жизни" выбрал иную...
Как это выглядит?
Средневековая "Повесть временных лет" сохранила нам впечатления далеких предков, впервые посетивших православную литургию в Константинополе: "Не знаем, на небе мы были или на земле".
Нужно чтобы сегодня было так же...
Храни вас Бог!
Информацию для жертвователей можно найти на
официальном сайте Свято-Никольского храмасела Никулино Московской области.