День Ангела Руси, или Оправдание духовного капитализма

Sep 16, 2012 00:19


"Трезвость - норма жизни"
(советский лозунг)

Речь пойдет не о пьянстве... Соседство слов "Русь" и "трезвость" в заголовке и эпиграфе носит почти случайный характер. В мире есть немало земель, где пьют и похлеще нашего. Мнение об эксклюзивности размеров русского пьянства - всего лишь идеологема, которой у нас почему-то принято подыгрывать. Я хочу поразмышлять совсем о другом. Вот только позаимствую одно тематически близкое и удивительно точное русское выражение: "трезв как стеклышко".
К чему это я? А вот, к чему. Два воскресных дня после праздника Троицы Русская Православная Церковь посвящает особому молитвенному воспоминанию святых. Сначала вообще - Всех святых. А в первое воскресенье Петрова поста - Всех святых в земле Российской просиявших. Во втором случае мы вспоминаем людей родных нам по крови, предков, по сути - родственников...



Святая Русь. Михаил Нестеров. 1901-1905. Государственный Русский Музей. Санкт Петербург. Россия.

Но причем здесь пресловутое "стеклышко"? Не намекаю ли я на здоровый образ жизни подвижников благочестия?
Для уточнения заглянем в словари. И действительно, Толковый словарь русского языка под редакцией Дмитрия Ушакова определяет слово "трезвый", прежде всего, как - "не пьяный". Но уже третье значение - "отличающийся здравой рассудительностью, свободный от самообмана, иллюзий". Словарь издан в конце 30-х годов в Советской России.
Редактор Полного церковно-славянского словаря протоиерей Григорий Дьяченко трактуя слово "трезвенный" ставит знак равенства со словом "воздержный" и ссылаясь на апостола Павла, поясняет, что речь идет "о душевной трезвости, о таком состоянии духа старца, когда он недоступен увлечениям, пристрастию и прочим склонностям..." Этот словарь датируется 1900 годом.
Можно заглянуть и далее в глубь веков. В исихазме - древней  духовной практике, составляющей основу православного аскетизма, трезвением называли - контроль за всеми исходящими изнутри человека помыслами.
Чем глубже в историю - тем точнее и конкретнее формулировки. Очевидно, что старое общество мыслило системно. У любой системы - своя основа и мировоззрение. Свои эталоны и герои. В разное время они были разными. Сегодня нам навязаны писатели-сатирики, миллиардеры и персонажи светских хроник. В советское время это были - ученые, социальные революционеры и спортсмены. В старом обществе - святые. Современный мiр имеет расхожее суждение обо всех перечисленных категориях людей. И, пожалуй, обо всех, исключая последнюю, может сказать, что они - практичны и стремятся к успеху.  А словосочетание "практичный и успешный святой" режет слух, не правда ли?
Наверное - это одна из главных причин, почему общество сейчас не хочет серьезно относиться к христианству. Люди ведь "не дураки" - ставят себе цели и добиваются их. А все, что мешает - остается за бортом.
К чему же тогда стремятся "непрактичные" христиане? Преподобный Серафим Саровский, русский святой начала XIX века, в одной из бесед дал на это прямой ответ: "...Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божьего... Цель жизни мирских обыкновенных людей есть стяжание или приобретение денег, у дворян, сверх того, получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается почти одними и теми же путями, очень сходными друг с другом".



Моление о даровании источника. Преподобный Серафим Саровский.
Сайда Афонина. 1996 г. Фото с сайта: sayda-afonina.ru

Вот как! "Почти одними и теми же путями..." Заметьте, преподобный Серафим для описания духовной реальности употребил модное в то время слово "капитал". Между прочим, на тридцать с лишним лет раньше Маркса...


В цитате ключевое слово - "почти". Плодами одного вида труда человек пользуется, живя на Земле. В гробу они - бесполезны. Духовный же капитал, равный нравственному состоянию души на момент смерти, конвертируется в Вечности. Весь вопрос в том, ради чего трудиться. Светское и духовное не сошлось только в этом пункте. Но цена расхождения - человеческое спасение.
Разговор на эту тему может носить почти технический характер: "По существу, спасение - это единение нашего человеческого духа с Духом Божиим. Но как это возможно? Мы же понимаем, что вода соединяется с водой, но не с маслом. И дух человеческий тогда только может соединиться с Духом Божиим, когда станет подобным Ему" - утверждает профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Практично? Вполне. Тогда можно ли говорить о христианской успешности? Можно, если четко определить критерий... "Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная", - таков по апостолу Павлу практический концепт христианской жизни. Святость - вот критерий... Тогда ясно, почему резало слух от сочетания "успешный святой". Эти слова - синонимы... Масло-масляное, извините за каламбур.



Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

"Святость... -  поясняет вышеупомянутый профессор Осипов, -  в земных условиях колеблется, непостоянна, ибо неизменен только Бог. Она не птичка, которую ловец поймал в клетку - и все в порядке. Нет. Это постоянное наблюдение за своим ветхим человеком, бодрствование сердца, ТРЕЗВЕНИЕ УМА (выделено мной, И.А) в молитве и богомыслии, подобное той бдительности, в которой пребывают защитники осажденной крепости. Но как халатность стражей нередко оборачивалась поражением войска, так и в истории христианства бывали случаи, когда подвижники, достигшие очевидных благодатных даров (прозорливости, чудотворений), но оставившие бдительность над своими мыслями и чувствами, падали и погибали".
Как видите снова разговор о трезвении. И не в том трагикомическом смысле, который в него некогда вкладывала финская полиция, М. С. Горбачев или писатель Венедикт Ерофеев... Отечественное словоупотребление знавало и лучшие времена. Ведь огромная страна созидалась при деятельном участии "духовных  капиталистов" - святых, которые опирались на "духовных предпринимателей" - монашествующих при помощи многочисленного  "духовного среднего класса" -  верующих мирян. А если на Руси и утверждались нормы жизни, включавшие в себя "трезвение", то проблема с "закладыванием за воротник" не попадала даже в двадцатку самых актуальных...
Духовный капитал никогда не принадлежал исключительно лицу, его стяжавшему. Он - сетевая категория. Подключайся и бери, сколько сможешь. Это закон Небесного Царства. В нем любой "олигарх" готов стать ангелом-хранителем. И без колебаний сделать крупные инвестиции под ноль процентов в духовное зрение последнему грешнику. Лишь бы тот смог увидеть свой путь к Спасителю Христу. "Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми", - предупреждает нас один из самых духовно небедных людей ХIХ века Московский святитель Филарет Дроздов. Помните популярную поговорку 90-х: "если хочешь помочь человеку - не давай ему денег, а дай возможность заработать"? Это почти об одном и том же...



Филарет, Митрополит Московский. Владимир Гау. 1854 г. Фото с сайта: wikipedia.org

Тема "таинственной русской души" постоянно всплывает в рассуждениях иностранцев о России. В последнее время такие разговоры все чаще сопровождаются недоумением и иронией. "Сколько туда не вкладывай - никакого эффекта. Страна не развивается. Только воруют..."
Но нужны ли нам чужие деньги? У нас другая генетика. Свои инвестиции мы привыкли получать из мiра ангелов. Наш кредитор - Небесное Царство. Так мы устроены. Успех благоустроения русской земной жизни всегда напрямую зависел от благоприятного инвестиционного климата. В духовном смысле. Проблема в том, что мы успели об этом забыть...
"Днем ангела Руси" назвал день Всех святых в земле Российской просиявших наш современник архимандрит Иоанн Крестьянкин, один из самых почитаемых старцев в ХХI веке.



Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Годы жизни: 1910-2006.

Если бы в журнале Forbes научились котировать духовный капитал, то современная Россия навеки простилась бы с комплексом неполноценности. Тайна нашей национальной души состоит в том, чтобы быть наследниками и распорядителями колоссальных ресурсов.
Статус "мирового банкира" святости обязывает трезвиться. Во всех смыслах. И если русских в мiре когда-либо по настоящему уважали, то именно за это.
Даже циничный Голливуд здесь почтительно-нейтрален. Ведь если на экране мелькают кадры с золотом икон, кадильным дымом и пением церковного хора - никому не надо ничего объяснять. Здесь - сакральное...
Святая Русь - это все еще наш национальный бренд. Такой же как английская королева, итальянская опера и немецкий Mercedes-Benz...
Или все же НЕ ТАКОЙ... Как вам кажется?



Статья опубликована в приходской газете "Фавор"
Храма Святителя Николая Мирликийского в селе Никулине Истринского района Московской области,
в номере за июнь 2012 года. http://hramnikulino.ru

Алексей Осипов, Филарет Дроздов, капитал, русская душа, предприниматель, Серафим Саровский, старцы, пьянство, mercedes benz, трезвение, Русь, Сайда Афонина, день Ангела, das kapital, Владимир Гау, олигарх, Голливуд, святость, апостол Павел, трезвость, forbes, Николай Крестьянкин, инвестиционный климат

Previous post Next post
Up