"Трезвость - норма жизни"
(советский лозунг)
Речь пойдет не о пьянстве... Соседство слов "Русь" и "трезвость" в заголовке и эпиграфе носит почти случайный характер. В мире есть немало земель, где пьют и похлеще нашего. Мнение об эксклюзивности размеров русского пьянства - всего лишь идеологема, которой у нас почему-то принято подыгрывать. Я хочу поразмышлять совсем о другом. Вот только позаимствую одно тематически близкое и удивительно точное русское выражение: "трезв как стеклышко".
К чему это я? А вот, к чему. Два воскресных дня после праздника Троицы Русская Православная Церковь посвящает особому молитвенному воспоминанию святых. Сначала вообще - Всех святых. А в первое воскресенье Петрова поста - Всех святых в земле Российской просиявших. Во втором случае мы вспоминаем людей родных нам по крови, предков, по сути - родственников...
Святая Русь. Михаил Нестеров. 1901-1905. Государственный Русский Музей. Санкт Петербург. Россия.
Но причем здесь пресловутое "стеклышко"? Не намекаю ли я на здоровый образ жизни подвижников благочестия?
Для уточнения заглянем в словари. И действительно, Толковый словарь русского языка под редакцией Дмитрия Ушакова определяет слово "трезвый", прежде всего, как - "не пьяный". Но уже третье значение - "отличающийся здравой рассудительностью, свободный от самообмана, иллюзий". Словарь издан в конце 30-х годов в Советской России.
Редактор Полного церковно-славянского словаря протоиерей Григорий Дьяченко трактуя слово "трезвенный" ставит знак равенства со словом "воздержный" и ссылаясь на апостола Павла, поясняет, что речь идет "о душевной трезвости, о таком состоянии духа старца, когда он недоступен увлечениям, пристрастию и прочим склонностям..." Этот словарь датируется 1900 годом.
Можно заглянуть и далее в глубь веков. В исихазме - древней духовной практике, составляющей основу православного аскетизма, трезвением называли - контроль за всеми исходящими изнутри человека помыслами.
Чем глубже в историю - тем точнее и конкретнее формулировки. Очевидно, что старое общество мыслило системно. У любой системы - своя основа и мировоззрение. Свои эталоны и герои. В разное время они были разными. Сегодня нам навязаны писатели-сатирики, миллиардеры и персонажи светских хроник. В советское время это были - ученые, социальные революционеры и спортсмены. В старом обществе - святые. Современный мiр имеет расхожее суждение обо всех перечисленных категориях людей. И, пожалуй, обо всех, исключая последнюю, может сказать, что они - практичны и стремятся к успеху. А словосочетание "практичный и успешный святой" режет слух, не правда ли?
Наверное - это одна из главных причин, почему общество сейчас не хочет серьезно относиться к христианству. Люди ведь "не дураки" - ставят себе цели и добиваются их. А все, что мешает - остается за бортом.
К чему же тогда стремятся "непрактичные" христиане? Преподобный Серафим Саровский, русский святой начала XIX века, в одной из бесед дал на это прямой ответ: "...Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божьего... Цель жизни мирских обыкновенных людей есть стяжание или приобретение денег, у дворян, сверх того, получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается почти одними и теми же путями, очень сходными друг с другом".
Моление о даровании источника. Преподобный Серафим Саровский.
Сайда Афонина. 1996 г. Фото с сайта: sayda-afonina.ru
Вот как! "Почти одними и теми же путями..." Заметьте, преподобный Серафим для описания духовной реальности употребил модное в то время слово "капитал". Между прочим, на тридцать с лишним лет раньше Маркса...
В цитате ключевое слово - "почти". Плодами одного вида труда человек пользуется, живя на Земле. В гробу они - бесполезны. Духовный же капитал, равный нравственному состоянию души на момент смерти, конвертируется в Вечности. Весь вопрос в том, ради чего трудиться. Светское и духовное не сошлось только в этом пункте. Но цена расхождения - человеческое спасение.
Разговор на эту тему может носить почти технический характер: "По существу, спасение - это единение нашего человеческого духа с Духом Божиим. Но как это возможно? Мы же понимаем, что вода соединяется с водой, но не с маслом. И дух человеческий тогда только может соединиться с Духом Божиим, когда станет подобным Ему" - утверждает профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Практично? Вполне. Тогда можно ли говорить о христианской успешности? Можно, если четко определить критерий...
"Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная", - таков по апостолу Павлу практический концепт христианской жизни. Святость - вот критерий... Тогда ясно, почему резало слух от сочетания "успешный святой". Эти слова - синонимы... Масло-масляное, извините за каламбур.
Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.
"Святость... - поясняет вышеупомянутый профессор Осипов, - в земных условиях колеблется, непостоянна, ибо неизменен только Бог. Она не птичка, которую ловец поймал в клетку - и все в порядке. Нет. Это постоянное наблюдение за своим ветхим человеком, бодрствование сердца, ТРЕЗВЕНИЕ УМА (выделено мной, И.А) в молитве и богомыслии, подобное той бдительности, в которой пребывают защитники осажденной крепости. Но как халатность стражей нередко оборачивалась поражением войска, так и в истории христианства бывали случаи, когда подвижники, достигшие очевидных благодатных даров (прозорливости, чудотворений), но оставившие бдительность над своими мыслями и чувствами, падали и погибали".
Как видите снова разговор о трезвении. И не в том трагикомическом смысле, который в него некогда вкладывала финская полиция, М. С. Горбачев или писатель Венедикт Ерофеев... Отечественное словоупотребление знавало и лучшие времена. Ведь огромная страна созидалась при деятельном участии "духовных капиталистов" - святых, которые опирались на "духовных предпринимателей" - монашествующих при помощи многочисленного "духовного среднего класса" - верующих мирян. А если на Руси и утверждались нормы жизни, включавшие в себя "трезвение", то проблема с "закладыванием за воротник" не попадала даже в двадцатку самых актуальных...
Духовный капитал никогда не принадлежал исключительно лицу, его стяжавшему. Он - сетевая категория. Подключайся и бери, сколько сможешь. Это закон Небесного Царства. В нем любой "олигарх" готов стать ангелом-хранителем. И без колебаний сделать крупные инвестиции под ноль процентов в духовное зрение последнему грешнику. Лишь бы тот смог увидеть свой путь к Спасителю Христу. "Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми", - предупреждает нас один из самых духовно небедных людей ХIХ века Московский святитель Филарет Дроздов. Помните популярную поговорку 90-х: "если хочешь помочь человеку - не давай ему денег, а дай возможность заработать"? Это почти об одном и том же...
Филарет, Митрополит Московский. Владимир Гау. 1854 г. Фото с сайта: wikipedia.org
Тема "таинственной русской души" постоянно всплывает в рассуждениях иностранцев о России. В последнее время такие разговоры все чаще сопровождаются недоумением и иронией. "Сколько туда не вкладывай - никакого эффекта. Страна не развивается. Только воруют..."
Но нужны ли нам чужие деньги? У нас другая генетика. Свои инвестиции мы привыкли получать из мiра ангелов. Наш кредитор - Небесное Царство. Так мы устроены. Успех благоустроения русской земной жизни всегда напрямую зависел от благоприятного инвестиционного климата. В духовном смысле. Проблема в том, что мы успели об этом забыть...
"Днем ангела Руси" назвал
день Всех святых в земле Российской просиявших наш современник архимандрит Иоанн Крестьянкин, один из самых почитаемых старцев в ХХI веке.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Годы жизни: 1910-2006.
Если бы в журнале Forbes научились котировать духовный капитал, то современная Россия навеки простилась бы с комплексом неполноценности. Тайна нашей национальной души состоит в том, чтобы быть наследниками и распорядителями колоссальных ресурсов.
Статус "мирового банкира" святости обязывает трезвиться. Во всех смыслах. И если русских в мiре когда-либо по настоящему уважали, то именно за это.
Даже циничный Голливуд здесь почтительно-нейтрален. Ведь если на экране мелькают кадры с золотом икон, кадильным дымом и пением церковного хора - никому не надо ничего объяснять. Здесь - сакральное...
Святая Русь - это все еще наш национальный бренд. Такой же как английская королева, итальянская опера и немецкий Mercedes-Benz...
Или все же НЕ ТАКОЙ... Как вам кажется?
Статья опубликована в приходской газете "Фавор"
Храма Святителя Николая Мирликийского в селе Никулине Истринского района Московской области,
в номере за июнь 2012 года.
http://hramnikulino.ru