ХГГ. Ночь перед Рош аШаной.

Sep 11, 2002 00:55

Храм Гроба Господня лучше всего посещать ночью. В Храме пусто. Только в помещении возле Гроба молится одинокая монашка.

Тихо. Только эхо твоих шагов разносится под куполами Храма. Пахнет ладаном. Кажущаяся темнота отдаленных частей Храма рассеивается при приближении. Свет свечей и лампад распространяется иначе, чем электрический свет. На стенах надписи на армянском и греческом, иконы. Многие днем огороженные шнуром залы открыты.

Пространство подавляет. Стараешься ступать максимально тихо. Чувствуешь себя ночным вором, хотя встреченная перед входом монашка и сказала, что можно зайти. При малейшем звуке замираешь прислушиваясь. Звук замолкает, и ты понимаешь, что это всего лишь отзвуки твоих движений. Или нет? Нет, это чьи-то шаги там, в глубине коридоров. Останавливаешься, ждешь встречи, но шаги затихают, так и не явив тебе шагающего. Продолжаешь идти вперед.

Звон заставляет подскочить на месте. Колокола. Взгляд на часы -- без четверти четыре. Скоро утро. Перезвон кажется бесконечно долгим. Вот, наконец, он замолкает, и ты спускаешься по ступеням вниз, в очередной раз жалея, что ничего не помнишь из того единственного раза девять лет назад, когда ты заходил в Храм с экскурсоводом. Но ничего страшного. Можно просто смотреть и придумывать, что где находится.

Моисей узнается по посоху, жертвоприношение Исаака -- по композиции, Иисус -- по распятию, остальные -- по надписям. Темный ты все-таки человек!

Круг завершается, ступени идут наверх. Вот и выход. Осталось только поднятся к месту распятия. Там -- обновленный к недавнему визиту Папы безвкусный красный мрамор и мозаики. Горят лампады. Обойдя очередную колонну, ты замираешь -- на мраморной скамейке возле распятия спит монашка. Тихонько, чтобы не разбудить ее, спускаешься вниз. Перед тобой -- выход.

Хочется походить по верхним этажам Храма, куда обычно не пускают. Сейчас ведущие наверх лестницы ничем не загорожены, но у тебя не хватает смелости.

Мелькает мысль дождаться четырех, чтобы еще раз послушать колоколоа, но ты решаешь не ждать и выходишь во дворик. Звон колоколов настигает тебя уже на пути к Яффским воротам. Старый город прощается с тобой до следующего ночного визита. Спокойной ночи!

писанина, дневник, якорь, Иерусалим

Previous post Next post
Up