Люблю котиков страстно. Не одного конкретного, что сопит рядом, а всю их кошачью братию, породистых и дворовых, пушистых и облезлых, спокойных и игривых, ласковых и саблезубых. Что в принципе не удивительно: поганцев любят все, ну, или почти все. Хотелось написать, как этой практически всеобщей любовью пользуются в рекламе (тема не нова, но это же мой журнал))). Поняла, что материал за раз не охватить, и задумалась о целой серии. В итоге вытанцевалось совсем другое. Как вытанцевалось - тоже понятно: логично начать с самого знаменитого (и самого мною любимого) кошачьего изображения, созданного с рекламными целями, - «Le chat noir» («Чёрный кот») Теофиля-Александра Стейнлена.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ifrk/41998412/15316/15316_original.jpg)
В 1896 это был просто плакат, рекламирующий кабаре на Монмартре. Сейчас же разбойничьего вида животное - один из символов Парижа, который можно увидеть на чем угодно: тарелках, магнитах, футболках, сумках, чашках, бижутерии. Полный перечень возможных поверхностей для принтования трудно себе и представить. Среди изображений, которые выдает Яндекс на запрос «черный кот, Стейнлен», есть даже носки!!!
А тиражировать такого кота, даже массово, не грех. Он шикарен! Самый настоящий кот в определении Терри Пратчетта, т.е. ходячая и мурчащая неприятность, если Вы держите его дома. Пардон, ошибочка: не просто Настоящий Кот, он - Король Настоящих Котов. Это его чествование мы видим в еще одной, самой большой «кошачьей» картине Стейнлена, «Апофеозе кошек на Монмартре», где тысячи кошек присягают на верность новому королю, который выбирается в день полнолуния. Стоя на холме в ореоле луны, он слушает кошачий концерт по случаю собственной интронизации. И судя по пастям животных, изображенных на первом плане, вой, визг и ор не дают заснуть всему Парижу.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ifrk/41998412/15408/15408_600.jpg)
И если продолжать фантазировать на тему связи двух картин, точно и не скажешь, является ли котище на плакате уже коронованным королем Монмартра или только претендентом (все-таки золотой диск вокруг норовистой башки внушает уважение), но он наверняка бездомен, драчлив и воинственен. Если б кабаре открывалось на несколько лет позже, он был бы нарисован с порванным ухом и шрамом на носу. Котяра поджар, и я точно знаю, каково на ощупь его плотное тельце. Раздобыв еды, он по-хозяйски кладет на нее лапу и шипит, если кому вздумается подойти ближе, чем он захочет. И он будет убегать подворотнями с куском чего-нибудь съестного в зубах, если поймет, что против надвигающейся угрозы ему не выстоять, но добычу свою он не бросит. Он - дух свободы, непокорный, анархический, не приемлющий никакого контроля.
То, что доктор прописал, чтоб передать атмосферу Монмартра, района, в ХІХ веке приютившего на окраине Парижа не только богему, но и разную сомнительную публику. Дома терпимости и воры были там так же привычны, чем безвестные художники, живущие в мансардах. И всех этих жителей, принципиально разных, но свободных в своих нравах и по духу, олицетворял черный кот с гипнотическими хищными глазами.