Jan 01, 2012 22:14
Мы с Аней едем в трамвае в гости. Я гляжу по сторонам и фиксирую детали, из которых состоит салон. Металлический каркас, стекло в резиновой рамке (металл получают из руды - бурение, потом обогащение, отливка, резину - вулканизация каучука или сейчас уже тупо из нефти, стекло - тоже как-то сложно из песка). Салон покрыт пластиком (добыча нефти, органический синтез), листы пластика прижаты металлическими пластинами (металл уже другой), к каркасу сидений винтами (когда-то токарный станок, сейчас, видимо, автоматы) прикручены поролоновые подушки, обитые кожзаменителем. Над дверью висит бумажка, на которой чернилами напечатаны правила проезда.
Я задумываюсь о том, сколько людей так или иначе участвовало в создании этого трамвая. Десять, сто тысяч? Меня пугает это ощущением полной зависимости от чего-то очень сложного и, может быть, хрупкого, и непониманием того, что же я сам отдаю всем этим людям, ради чего они сделали это для меня. Аня говорит, что все люди это одно целое и поэтому бояться или даже удивляться не надо. И что содержимое нашей головы - тоже продукт деятельности десятков тысяч людей. Я говорю, что люди, которые утверждают бессмысленность цивилизации и уходят жить в глушь делают это из-за такого же страха и неспособности довериться десяткам тысяч незнакомых людей. Аня говорит, что им просто нравится жить в глуши.
*
Выполнять какую-то работу во благо общества - то же самое, что участвовать в политических протестах в России. Твои усилия теряются в общей массе или ее отсутствии, и непонятно, приведут ли даже ваши общие усилия к какому-то значимому результату, и будет ли этот результат хоть отдаленно похож на то, к чему вы стремились. Кажется, именно поэтому многие люди позволяют себе заботиться только о себе и близких в ущерб всем остальным. И при этом достоверно известно, что окружающий мир всё равно будет меняться, и в долгосрочной перспективе, видимо, даже к лучшему, потому что так было всегда. Хотя и непонятно, за счёт чего.
Человечество в целом склонно воспринимать себя как находящееся в стадии зрелости или даже заката. Возможно, такое восприятие было всегда, я не знаю. Мне это почему-то ощущается даже не как подростковая самоуверенность, а как здоровая уверенность в себе пятилетнего ребёнка. Все эти на половине земли непобежденные и на другой половине только-только искореняемые предрассудки - религиозные, сексуальные, политические, вечные вопросы о природе сознания, его влиянии на материю и сущности рождения и смерти - их вечность измеряется лишь несколькими тысячами лет, и неотвеченность продиктована незрелостью отвечающего, а не неодолимой природой человека или принципиальной непознаваемостью духовного. И вопрос о природе рождения и смерти когда-нибудь постигнет участь вопроса о природе звёзд и вращения небосвода, который когда-то волновал людей немногим меньше. И, конечно, вся человеческая мораль и культура будет после этого (да и задолго до этого) совершенно другой, не имеющей ничего общего с нашими. А мы просто дети. И никакого нам конца света :)