Nov 02, 2012 03:42
Прочитал я недавно книгу с таким названием. Автор - М.С. Восленский.
Вкратце.
Дяденька описывает советскую номенклатуру как класс в СССР. От самого начала. Как появился, чем жил.
По сути это такой привилегированный слой граждан, который занимал определенный набор должностей. Попасть туда было сложно, особенно когда у первого поколения выросли дети. Все люди очень четко делились на классы. Переход туда был четко гласно и негласно регламентирован, переход обратно был очень редким.
Номенклатура фактически владела страной, вопрос даже не в деньгах, а в материальных ценностях.
- У простого человека дача-огород в жопе, жалкий домишка, всё на себе. У номенклатуры - дача в спец. кооперативе, дача временная, но шикарная. Огород - западло. Гвоздь прибить западло. Качество дачи - самое-самое.
- У простого человека очередь. У номенклатуры - стол заказов.
- У простого человека - 10 лет копить на жигули. У номенклатуры - волга с водителем.
Как бы две параллельные реальности в одной стране. Как Ночной дозор, как "Вампир-маскарад".
Ну и так далее.
Собственно о чем я? А о том, что хотел прочитать про прошлое, а прочитал про настоящее.
Куда подевалась номенклатура после 1991 года? Никуда, осталась. Им пришлось, конечно, туго. Они потому и говорят "Лихие девяностые". Потому что кто-то не справился и вылетел, кого-то подстрелили. Залезло некоторое количество наглых и молодых. Правила немного изменились. Но в целом-то дожили до 2000-х. Также садят своих депутатов, назначают начальников. Сделали огромные гос.монополии, потому что конкурировать не умеют. И расселись как в старые добрые времена. В парламенты, в министерства, директорами предприятий. Поэтому и не увольняют генералов, а переводят. Если чиновник проштрафился, отстраняют, а потом опять куда-то садят. Потому что это главное правило номенклатуры - из неё не выпадают. Они закупают себе дорогие автомобили для служебных нужд, потому что они привыкли это делать - "мне положен волга дорогой автомобиль с водителем" и всё. Когда встречаете очередную несправедливость - отнеситесь к ней спокойно. Поймите, у этих людей другой порядок вещей в голове, они по прежнему считают себя "хозяевами гос.собственности". Они не реагируют на критику, они наглые, потому что им кажется, что "они берут свое", "им так положено", они "в обойме". Они не понимают, что деньги на ЛэндКрузер общие, для них они государственные, а значит принадлежат их классу.
И всё у них хорошо, и всё у них стабильно. А тут внезапно выросло новое поколение, которое не хочет быть "рядовым гражданином СССР". Мелкая буржуазия плевать хотела на такой порядок.
А теперь поговорим про другой класс. Который не номенклатура. Этот класс также по своему интересен - класс рабов. Ну это моё название.
Советская машина работала так, что директор завода занимался выбиванием норм плана и составлением отчета об его небольшом перевыполнении. Перерабатывать было нельзя - перевыполнить план это значит увеличить его на следующий год. И все просто ходили на работу за пособием на нищенскую жизнь. Кому-то хватало пособия, кто-то нес с завода, кто-то шабашил и все пахали огород. Безработных не было и не должно было быть. Упертых садили за тунеядство, но большинство пристраивали на завод. Если даже рабочий уходил, то уже завтра его брали на новое место. Т.е. каждый знал: как бы он не работал - деньги будут. Тем более, что купить на них нечего особо. Больницы лечили, школы учили. В общем всё в шоколаде.
Самое обидное, что и этот класс не исчез в 90-ые. Вот он - в УИКах, на УралВагонЗаводе. Все эти "тетки" - вот они. Все они и есть основа своих номенклатурных хозяев. Люди, сознательно считающие: "Ну куда нам, простым смертным до них" и держат на своих плечах весь этот сброд.
А что же делать? Понять, что мы не такие. Выросло поколение, которое считает оба советских класса - сбродом. Это поколение уже не мечтает попасть в номенклатуру и рабами быть не хочет. Самое главное наше качество - глубокое не уважение к ним. Среди моих знакомых(скорее родительских) много советских рабов. Очень приятные в общении люди, деловитые, веселые, оригинальные, но с рабской психологией. Они мне приятны как люди, но я ненавижу их как рабов. Ещё есть те, кто вообще не хочет задумываться ни о чем. Они помогают бездействием.
И самое приятное, что нам выпал жребий всех их выгнать, разрушить советский строй ещё раз - по настоящему. Когда прекрасный послужной список в номенклатуре станет клеймом для всех этих уродов. Когда рабочим уралвагонзавода и теткам из УИКов придется начать работать и зарабатывать на жизнь. Веселье только начинается.