Поход за "Звёздные войны" в декабре незаметно превратился для меня в традицию, и неважно, идёт в кинотеатрах номерной эпизод саги о Силе, или
спин-офф. Поглядев на холивары по поводу нового фильма, уже вовсю пылающие в этих ваших и наших интернетах, решил бросить и собственную порцию поленьев на костёр фанатских срачей.
Полено первое. К чёрту пафос. Оригинальные фильмы Лукаса тем и доставляли, что там было место прозе жизни. Юмору, контрабанде, чёрному рынку, проходимцам, которым нахезать на высокие мотивы, etc. В ленте Райана Джонсона всё это есть. Одно появление Бенисио Дель Торо, словно перепрыгнувшего в космическую оперу из "Snatch!" Гая Ричи, доставило неимоверно. А разгром элитного казино (кстати, уж не намеренный ли реверанс в адрес Язона динАльта?) - это вообще просто песня. Ради одного этого сюжетного хода стоило посмотреть фильм, даже если бы в целом он был никаким. Но он - не никакой.
Полено второе. Много лулзов. Хан Соло умер, но его нашли, кем заменить. Чубакка, налаживающий взаимоотношения с крылатой фауной; разрушения, причиняемые юной падлюкойаванкой в джедайском убежище; незабвенный Йода, превративший себя в неорганическое существо, но и в таком виде продолжающий лупить палкой нерадивого ученика - всё это выглядит просто отлично. Давно я так не веселился в зрительном зале.
Полено третье. Больше человечности. В ленте аж три сюжетных хода, повествующих о добрых взаимоотношениях людей с "братьями меньшими". Не высоколобых джедаев, а обычных людей. Прекрасные режиссёрские находки, которых не было даже в оригинальных фильмах Лукаса.
Полено четвёртое. Джонсон наглядно показал, как упоротые тактики, не способные думать дальше пары ходов вперёд, могут похерить тщательно продуманный план стратегов и угробить всё Сопротивление. Которое, кстати, вообще сильно напоминает одновременно анархистсткую вольницу и бесхребетную тусовку российских либерастов.
Полено пятое. Наконец-то на экране появилось настоящее джедайское ниндзюцу, в рамках которого воин не выставляет себя вперёд, лучшее сражение - то, которое не состоялось, а умеющий создавать иллюзии старый мастер легко заткнёт за пояс налитого Силой, но прямолинейно-бестолкового юнца. Мало уметь мечом махать, головой надо думать, например.
Полено шестое. Ясно, что Силе, в общем-то, фиолетовы все эти разборки между двумя сторонами. И что потуги любой из оных сторон на окончательную и бесповоротную победу смешны. Ситхов традиционно губит их собственная хитроплановая хитроплановость (тут явная параллель между Императором и Сноуком, просравшими власть по одной и той же причине), джедаев - напяленное "белое пальто" и твёрдая уверенность, что уж они-то лучше знают, сможет ли тот или иной падаван преодолеть свои внутренние проблемы. Они стоят друг друга и их борьба вечна.
В целом в качестве эпилога к фильму так и просится сакраментальное:
- Вселенная никогда не начиналась, и никогда не закончится, но она прошла, и проходит сейчас, и еще пройдёт через бесконечные колебания интенсивности.
Мне понравилось колебание под названием "Последние джедаи". Может, потому, что в чёрной яме с бесконечным рядом зеркал я узнал то место, где каждый из нас видит ничто иное, как лишь отражение себя самого, понимая, что Сила - только внутри?
P.S. Единственный натянутый момент, как по мне - спасение Финна. Лучше бы он погиб, как и намеревался.
P.P.S. Пять из пяти (!) анонсов перед сеансом - пафосная до тошноты хуита про супергероев. Причём двое (или даже трое?) из числа протагонистов оной хуиты - негры. В Холливуде совсем ебанулись, наглухо. Пропал Калабуховский дом (с)