- Простите, профессор, не пса, а когда уже он был человеком. Вот в чём дело.
- То есть он говорил? - спросил Филипп Филиппович. - Это ещё не значит быть человеком...
Михаил Булгаков, "Собачье сердце"
Не помню, что писали о границах человечности до 1955-го года, когда Станислав Лем сотворил пьесу "Существуете ли вы, мистер Джонс?" (поднее экранизированную Анджеем Вайдой по сценарию самого автора под названием "Слоёный пирог"), но после указанного года об этом стали писать и снимать всё чаще и чаще.
И если "Матрица", которую я вспоминал позавчера, это фильм о границах реальности (список таких кинолент я приводил
здесь), то "Призрак в доспехах", как и легендарный "Бегущий по лезвию" - это кино о критериях человечности.
Кто может считаться человеком? Этот вопрос волновал не только лишь всех безумных наркоманов вроде Филипа К. Дика (а ведь помимо
ленты Скотта, кстати, на ту же тему есть ещё и
"Крикуны"), но и вполне вменяемых людей. Например, Айзека Азимова, сформулировавшего Три закона робототехники. Прекрасные ленты по мотивам романов Азимова - "Я, робот" и "Двухсотлетний человек" - они как раз о границах человечности. "Искусственный разум" - о том же.
Обычно режиссёры не замахиваются на раскрытие обеих тем сразу, и потому редко какой фильм посвящён одновременно и границам реальности, и границам человечности. Вероятно, мне так нравится "Нирвана" Сальватореса как раз потому, что в ней автор попытался затронуть и первые, и вторые границы. Кстати, такую же попытку предпринял Мамору Осии в аниме "Призрак в доспехах 2: Невинность".
Кто для вас может считаться человеком? И зависит ли это от того, на сколько процентов считающийся/не считающийся состоит из механически/биомеханических протезов?