Позавчера отпраздновал бы 57-й день своего рождения Алексей Балабанов - один из немногих постперестроечных режиссёров, который смог, вопреки "диктатуре банкноты" снимать то кино, которое хотел. А вчера, если мне не изменяет память, в соцсетях призывали бойкотировать очередную киношку о межполовых взаимоотношениях, в которой снялся мутный тип по фамилии Зеленский. Народ, впрочем, бойкот не поддержал - всё равно пошёл смотреть.
Впрочем, я не осуждаю. Зрители - люди простые. И не все могут проигнорировать сиськи Веры Брежневой, например. Так что спрос, конечно, не со зрителей, а с тех, кто считает себя Творцами. Да-да, именно так, с большой литеры "Т". Мне вот понравилось, что написала о них Галина Иванкина, известная в ЖЖ под ником
zina_korzina. Полностью не буду цитировать, только отрывок.
...В новогодние каникулы, как впрочем и все эти годы, мы опять смотрели похождения доктора Лукашина, страдания тётушки Чарли и танцы Мэри Поппинс. То самое "никудышное" советское кинишко, состряпанное под руководством Славы КПСС и в согласии с высочайшей цензурой. Зато современные недо-блокбастеры можно смотреть только один раз, не до конца и лучше всего вполглаза, даже если их снимают наши киноклассики, кое-что помнящие о мастерстве и совести. Один из них честно выразил общую идею: "Теперь мы зависим от диктатуры продюсера". Господа-ваятели сменили одни вериги на другие, а власть догмы - на диктатуру банкноты...
...На самом деле Художник вообще не бывает свободным. Никогда. Он всегда - для кого-то и зачем-то. При царях и генсеках - служит. При дельцах - развлекает. И только акционист Пётр Павленский, прибивавший своё незначительное "достоинство" к брусчатке Красной Площади или валявшийся в "палантине" из колючей проволоки, не рассчитывает на симпатию имущего класса. Напротив, ему надобна резонансная склока, а уж если удастся заполучить живительных тумаков от работника правоохранительных органов, то это и вовсе - наиболее сочная изюминка задуманного перфоманса. Но Павленские - не в счёт. Я сейчас говорю конкретно о мастерстве, а не о болезненной тяге к хулиганству под видом хэппенингов, инсталляций и прочих флэшмобов.
"История искусств - это история заказчика", - утверждает художник "Завтра" Геннадий Животов. Он поведал много интересного о творческой жизни в СССР, после чего возникает потрясающий вывод: советский живописец, писатель, скульптор выглядел куда более свободным, чем современный, так как избавлялся от главного гнёта - от постоянных мыслей о добывании денег...
...Бесспорно, советский агитпроп отсеивал и процеживал информацию, поступавшую к читателю, зрителю, радиослушателю. Однако уже доказано, что подлинный шедевр остаётся таковым, даже если его слегка купировать (пусть и в угоду идеологии): любое упоминание о культовых кинокартинах всегда содержит воспоминание о том, как цензор вырезал "всё самое лучшее". Если же подытожить, то вырисовывается прелюбопытное: в СССР пестовалась крепкая, здоровая нормальность. Всё придурковатое и сомнительное - убиралось, заменялось, изгонялось. Сейчас, напротив, хорошо продаётся всяческая патология, во всех её многогранных проявлениях. В этом ничего удивительного нет: обыватель испокон веков любил цирк уродов, неприличное скоморошество, дурь и пряные шутки на грани и за гранью. В СССР человека ограждали - прививали Норму. Отсюда - видимая несвобода автора...
"Свобода от творчества" Вспомнил мой же давний
пост насчёт Организации Гендерного Большинства. Начал думать: может, её надо как-то по-другому назвать. Организацией Сторонников Нормы, к примеру?