Минутка
смычки.
Из нормальной-то страны за океаном
сообщают:
На iOS появилось приложение SocialAI, которое позволяет представить себя популярным микроблогером. В нем только один реальный пользователь - вы. Все остальные - ИИ-боты, которые комментируют каждый пост (см. скрин выше).
Настроение «подписчиков» можно настроить: они бывают «поддерживающими», «оптимистами», «скептиками», «ботаниками». Создатель сервиса отметил, что SocialAI должен помочь людям «почувствовать себя услышанными».
Это настолько прекрасная иллюстрация того, о чём ранее
писал коллега Мараховский, что я просто процитирую фрагмент его доклада:
<...> Когда же и по каким признакам мы будем осознавать себя живущими в эпоху сильного искусственного интеллекта и будем ли вообще?», интересуется (подписчик).
Мы уже осознаём себя живущими в эпоху сильного искусственного интеллекта, просто не все. Существует достаточно современников, которые дружат со своими ботами, влюблены в них и слушаются их советов.
Вся штука в том, что это люди того же склада, что прежде жили в эпоху ведьм и домовых - только эффект присутствия последних достигался в их восприятии несколько иными техническими средствами (скрипели половицы, шелестел ветер, орали козодои, плясали тени от свечей и лучин на стенах, страшным шёпотом рассказывали хорроры кумушки).
Кто может помешать современнику принимать что угодно за что угодно? Человек достаточно царственен, чтобы одушевлять всё вокруг.
Проблемой ув. современников, спорящих об искусственном интеллекте, является странное допущение (принимаемое априорно, но иначе и говорить было бы не о чем), будто можно создать то, сути чего не знаешь.
Мы не знаем, что есть сознание - и поэтому всё человекомоделирование в точности подобно идолостроению. Некто с очень архаичным культурным ландшафтом в голове обнаруживает чёрный метеорит, именует его богом Солнца и исступлённо служит ему. Мы подходим и спрашиваем, не видит ли уважаемый Марк Аврелий Антонин, что служит камню.
- Это вы видите камень, - огрызается Марк, - а я вижу своего бога, он говорит со мной, рассказывает мне о тайных планах моих врагов и даёт мне силу. Просто в своём третьем веке мы используем меньше материалов и больше танцев, курений и песнопений, чтобы создавать личности. Это вы мастерите из металлов и кристаллов какие-то штуки, заставляете их воспроизводить ваши слова и принимаетесь уверять друг друга, что это люди. Но подумайте: если я идиот, не признающий, что передо мной камень, окружённый дымом фимиама - то кто тогда вы? Вы же тоже знаете, что ваши говорящие идолы сделаны, знаете, как и из чего они сделаны и знаете, как создаётся их подобие людям.
Вы считаете, что имитация принятого у вас способа балаболить, пачкать полотна и группировать ноты и есть сознание? Ваше право. Вы можете даже научить своих идолов воровать еду и угонять велосипеды. Или, я слышал, некоторые у вас считают, что настоящим вашего болвана сделает озвученное им решение убить всех людей. Это тоже ваше право. Но если вы при этом не идиоты - то не могу быть идиотом и я, только что принесший своему богу стадо упитанных тельцов.
А если я идиот, принимающий таинственный, непонятного мне происхождения камень за бога - то насколько большие идиоты вы, принимающие за тайну сознания то, что для вас тайной не является?
Мы действительно не знаем, что есть сознание, и это признают наиболее честные специалисты. Вот, например, фрагмент из недавнего
интервью с известным отечественным нейролингвистом Татьяной Черниговской:
- Что же всё-таки такое "сознание" для вас сейчас? Когда вы оперируете этим понятием, что в него вкладываете?
- Зависит от того, на каком языке, с кем, о чем мы договариваемся. Вопрос очень сложный, потому что у одного в этой области лежат огурцы и помидоры разноцветные, а у другого - концепции об устройстве вселенной. Это вопрос конвенции, соглашения. <...> Буддийские учёные считают, что в понятие сознания входит чувствование. Но в других научных подходах чувствование - это одно, рацио - другое, потом сознание, осознание чего-то, "думание о думании", рефлексия и так далее.
На данный момент я бы так сказала: сознание - это способность рассуждать, делать выводы, оценивать самого себя, пытаться понять, что думает другой, и подстраивать своё поведение. Но не гарантирую, что послезавтра вам так же отвечу.
Умеют ли искусственные адиёты оценивать себя? Конечно, нет, поскольку никакого "себя" у них внутре не присутствует. Но зато, как показывает процитированная выше новость из мира эльфов, искусственные адиёты очень хорошо умеют имитировать то, что нужно адиётам натуральным: внешнее одобрение, помогающее лелеять и сохранять на высоком уровне непомерное ЧСВ. Спрос, как обычно, рождает предложение.
О том же, кто приумножает разнообразные предложения по сабжу, коллега Мараховский тоже недавно
писал:
<...> Причины, по которым взрослые до известного момента стараются представить детям мир в качестве чего-то более пристойного, нежели есть в действительности, кажется, состоят не столько в заботе о нежной психике подрастающего поколения, сколько в страхе перед детской непосредственностью. Детский ум - вернее, его первичная версия - не знает противоречий, не умеет распознавать табу и поэтому простодушно комбинирует всё, что знает. На практике это выливается в такое, что ув. родители и воспитатели предпочитают сначала формировать у ув. малышей представление о табу, а уж потом потихоньку приоткрывать для них, как в квесте, жизненные реалии.
Дети со своей стороны, конечно, не сдаются и рано приобщаются к собственным тайным обществам, в которых ведут запретную жизнь. Автор этих взволнованных строк припоминает бесконечное количество детских хитов (от пародийных вариантов «Прекрасного далёка» и «Пора-пора-порадуемся» до оригинальных эпосов вида «Вышли звери из трамвая, на горе стоит пивная» - кстати, это произведение сложено «ершовским» размером, изначально позаимствованным, надо думать, из «Конька-горбунка»). И у всех их было одно общее качество: герои занимались запретным. Всё, о чём было непристойно говорить при взрослых (половая жизнь, отправления организма, ультранасилие и смерть), густо цвело там. Если мы припомним, что творят в пивной вышедшие из трамвая звери, то согласимся, что такого не встретишь и в Сан-Франциско.
Надо думать, эта детская любовь к запретному является начальной формой того, что культуролог Бахтин называл «смеховой культурой/карнавалом». В известном смысле средневековые европейские города были своего рода детсадами со строгими воспитательницами-священниками и крутого нрава отцами (местным нобилитетом, герцогами) которые значительную часть своего времени посвящали поддержанию общественной пристойности.
Но отцы городов знали, что «народу надо давать выдохнуть и оттопыриваться» (в конце концов, они и сами были не железные). И поэтому время от времени давали разрешение на допуск в городские стены карнавальной реальности, в которой всё наоборот, ничто не всерьёз и многое дозволено. Дураков коронуют, вместо людей маски, над священниками ржут, еды сколько хочешь, на площади (или на замёрзшей речке) дерутся, а по кустам и альковам происходит нелимитированная передача генов.
…Я это всё к чему.
Современное общество куда менее либерально, а личная карнавальность людей категорически угнетена.
В том смысле, что от ув. человека требуется соблюдать пристойность суммарно не девять месяцев в году, как средневековому его предку, а нонстопом 24/7. Ему, на первый взгляд, всё разрешено - он может быть вольнодумцем, атеистом или язычником, смотреть в интернетах секс с фурри и присылать дикпики незнакомым дамам (а если он дама - то слать нюдсы), может быть голубым или колдуном.
Но у данной вседозволенности имеется легко уловимый вайб ничтожности. Всё это детская считалка в песочнице, обязанная знать свои границы. И в данный момент эти границы определяются тем, есть ли у разрешённого последствия, находящиеся в ведении бюрократии. Бюрократия не понимает шуток, а её представления о дозволенном очень формальны.
В случае с сексуальной жизнью ничтожность всех карнавалов выражена в формуле «развлекайтесь как угодно, но попробуйте произвести потомство или жениться, и вы познаете силу взрослого мира». Секс во второй половине XX века был отделён в целом от деторождения (которое уже штука серьёзная и чреватая обязательствами, ответственностью и неприятностями). В конце XX века он был отделён и от брака (который уже штука серьёзная и чреватая обязательствами, ответственностью и неприятностями). В приближающейся неумолимо (строго говоря, с 1 января 2026 года она начнётся) середине XXI века секс, вероятно, во многом отчалит и от прямых межчеловеческих контактов (поскольку много где, особенно в передовых странах, в зону риска попадает уже и флирт).
В случае с мистической и колдунской жизнью ничтожность всех карнавалов охраняется статьями о наркотиках, о сектах, о чувствах верующих и о причинении вреда животным.
Охраняется она, впрочем, пока плохо: в нашей христианской и отчасти мусульманской, благопристойной ув. стране компании действительно (действительно) проводят для претендентов собеседования
у тарологов.
В том числе всерьёз.
В том числе айтишные и банковские.
Но это, надо думать, временно - до момента, когда какому-нибудь претенденту на должность придёт в голову подать иск об оскорблении его чувства верующего в ходе найма и религиозной дискриминации путём попытки принуждения его к магическому ритуалу, несовместимому с его убеждениями.
О самих причинах, по которым ув. айтишники и банкиры задействуют гадалок, можно порассуждать отдельно (моя личная версия - какой-нибудь один конкретный упоротый руководитель плюс группа диких манагеров, не знающих, что «таролог» это, оказывается, не модная тема вроде «психолога», а именно колдунство). Но суть не в них, а в безусловной маргинальности подобных взбрыков.
В общем наша современность толерантно относится к любым непристойностям, пока те не подпадают под какую-нибудь статью. А под статью подпадают, за редкими исключениями, взаимодействия людей. Причём во всё более ужесточающемся порядке - чем дальше, тем больше мы приучаемся к мысли о том, что «другой человек - это опасность».
…И у всего этого есть одно довольно очевидное следствие.
Есть основания полагать, что в ближайшем будущем главным «поставщиком запрещёнки» в нашей жизни станет пресловутый ИИ.
В том смысле, что роботу поручат осуществлять всё, что людям осуществлять становится всё более проблемно и препятственно. Уже сегодня, кажется, на роботов и предоставляемые ими переживания завязана значительная часть экстремального эмоционального опыта ув. человечества.
То есть:
- Всё ультранасилие (игры)
- Гигантская часть сексуальных переживаний (возможно, пока что большая часть их использует живых моделей, но это ненадолго)
- Подвиги, поражения, нравственные выборы и метания (у хорошей современной игры драматургия построена так, что абсолютной победы цветочкового добра над склизким злом не дождёшься).
Вопрос, на который истории только предстоит ответить, можно сформулировать так:
- Удастся ли текущей эпохе нищепанка построить мир, в котором установится своего рода «техносредневековье» - в данном случае не в смысле «стабильность жирующей просвещённой элиты, властвующей над тёмными подвластными юнитами», а в смысле «дисциплинарный санаторий с массовой нищетой, одиночеством и запуганностью, в котором, тем не менее, каждый отдельный юнит сможет наслаждаться неограниченным количеством дозволенной запрещёнки, не подпадающей под бюрократические репрессии и рестрикции, и будет этим удовлетворён»?
Сможет ли «посюсторонняя» социальная реальность со своими вызовами и наградами перевесить для значимой части ув. землян плюшки, предоставляемые им недорого генерируемой цифровой реальностью?
Если честно, это тот случай, когда у меня нет ни внятных версий, ни внятного предчувствия.
До сих пор вся борьба социума с его членами сводилась к тому, что социум очерчивал пределы дозволенного и запретного и охранял «границы положенного и пристойного», добиваясь от людей соблюдения правил и закрывая глаза на их маленькие непристойности, немыслимости и безумия, ограничивая их проявления в публичном пространстве.
Сейчас же мы будем иметь дело с легитимизированным и виртуализированным, всё более инфантильным «частным безумием» внутри отдельной человеческой души - и максимально закручиваемыми гайками публичности.
…Если честно, то у автора этих взволнованных строк есть одно критическое соображение относительно возможности торжества нищепанка.
Оно состоит в том, что человек как существо психоцентричное очень сильно нуждается в социализации (то есть во взаимодействии с другими). И если большую часть социализации, притом куда более вседозволенной, отдать на откуп роботам, а затем им же передать 99% эмоциональной жизни людей - то та граница между запретным и пристойным, которой детей в традиционных обществах учили прежде годами, распадётся с лёгким вжухом.
И взрослые люди начнут по-детски смешивать свои виртуальные запретные миры с миром социальным и как бы жёстким (но малознакомым им и не наполненным никакой особой эмоциональной ценностью, а значит, ничтожным).
И сами «запреты взрослого мира», ныне кажущиеся прямо драконовскими - окажутся для них ничтожными.
И если так произойдёт - то не то что «тарологи в айти-компаниях», но и публичные оргии с жертвоприношениями могут оказаться однажды невинной шалостью.
Что тут хотелось бы.
Во-первых, совершеннолетние (термин "взрослые" тут неуместен) эльфы не начнут "смешивать свои виртуальные запретные миры с миром социальным", когда-нибудь потом, а уже делают это, прямо сейчас. На что жирно намекают нам новости подвида...
...
5 июня 2024 года:
47-летний мужчина из Нью-Гемпшира может провести остаток своих дней за решёткой за убийство собственной 70-летней матери, нанесение ей более 20 ножевых ранений и обезглавливание после того, как они поспорили о громкости, на которой он играл в видеоигру. Во вторник судья Верховного суда Нью-Гемпшира Н. Уильям Делкер приказал Томасу Хамфри отбыть наказание в виде 40 лет лишения свободы в исправительном учреждении штата за убийство Линды Тафтс, объявили власти».
...
25 июня 2024 года:
Мужчине из Нью-Джерси были предъявлены обвинения в покушении на убийство и проникновении со взломом после того, как прилетел во Флориду и напал на мужчину с молотком из-за спора, возникшего из-за видеоигры.
Эдвард Канг, 20 лет, был арестован рано утром в воскресенье после того, как ворвался в дом жертвы в Фернандина-Бич, штат Флорида, чтобы «избить игрока, с которым он познакомился в видеоигре», заявил шериф округа Нассау на пресс-конференции в понедельник».
...
20 августа 2024 года:
Подросток погиб, а мужчина из Северного Техаса оказался за решёткой в воскресенье. По данным полицейского управления Кроули, 35-летний Дивен Джонс обвиняется в убийстве 15-летнего Тавиона Суинделла.
Джонс и Суинделл играли в видеоигры и занимались «срачем», термином, который относится к ситуации, когда двое людей обмениваются уничижительными или издевательскими словами.
Свидетель, который дал показания полиции, сказал, что слышал, как Суинделл сказал: «Жду не дождусь надрать ***». Затем Джонс якобы ответил: «Ты даже не можешь надрать мой ***, малыш». Суинделл ответил: «Да все могут», и вот тогда дело приняло смертельный оборот. Джонс вытащил огнестрельное оружие, выстрелил подростку в грудь».
И, во-вторых, при таком раскладе масштабы бегства гиперопекаемых "снежинок" в уютную виртуальность, где турбированному хомяку со всех сторон станут поддакивать оплаченные ним же искусственные адиёты - будут лишь нарастать. А значит - никакой социализации, никаких физических половых связей, никакого размножения, и далее согласно программе
всадников нищепанка (тут прям напрашивается рекомендация прочесть/перечитать "iPhuck 10" Виктора нашего Олеговича).
Понятно, что на таком фоне те отдельные личности, а также те государства, которые пошли другим - человеческим - путём, уже получают огромное цивилизационное преимущество.
Тогда как не умеющие жить IRL инфантильные обитатели техносредневековья окуклятся в коконах с дозволенной запрещёнкой.
А потом эти коконы треснут, и оттуда вылезут кадавры, которые устроят между собой такой карнавал, что выходки каких-нибудь ацтеков с их "культом цветов" покажутся невинной детской игрой в запретную жизнь.