К вопросу о базовых камнях формирования личности.
И так собирался продолжить
собравшую позавчера более 200 комментов тему борьбы адептов культа русской неудачи против ЕГЭ, а тут ещё коллега Мараховский подкинул дровишек,
сформулировав название для тех сторонников оного культа, которые поучают Режым с уютных предметов квартирных интерьеров:
...У меня <...> припасено специальное обидное словосочетание, описывающее ситуацию, когда реальным инструментом воздействия на действительность становится массовое - безответственное в силу отсутствия формальных должностей у носителей - давление «диванных экспертов», слежавшихся в своеобразный аналог глубинного института по образцу «глубинного народа» и «глубинного государства»:
- Глубинный диван.
Опасность данного явления не в последнюю очередь обусловлена его высокой неуязвимостью: глубинный диван имеет влияние на умы и умеет причинять неприятности тем, кто с ним спорит - но при этом, за редкими исключениями, сам он не несёт никакого ответа ни за свою картину мира, ни за свои требования.
В итоге даже просто описание позиций, занятых отечественным глубинным диваном, является для любого публичного лица рискованным занятием. Так происходит по той банальной причине, что, см. выше, глубинный диван оперирует высокоодобряемыми материями (при этом сколь угодно оторванными от физических реалий).
<...> Уместно сформулировать основные черты той марки устоявшейся аутоиллюзии, что наиболее распространена в нашей ув. стране.
Итак.
Во-первых, во всём виновато государство.
То есть все эвфемизмы лично Путина, а также коррумпированные чиновники, а также наша власть. Ответственность государства перевешивает всё - даже в тех случаях, когда проблемы причиняют себе и друг другу сами граждане.
Во-вторых, государство должно всё исправить.
То есть ликвидировать возникшие трудности, решить проблемы и задачи, восстановить попранную справедливость и наказать виновных.
В-третьих, это должно быть бесплатно
для самих обитателей глубинного дивана по меньшей мере. В их модели Вселенной у государства имеются:
а) неисчерпаемый финансовый ресурс,
б) неисчерпаемый материальный ресурс,
в) неисчерпаемый административный ресурс и
г) неисчерпаемый кадровый ресурс.
А также кнопка «сделать всё зашибись», нажать которую и привести в гармоничное действие все перечисленные ресурсы мешают только воры и сволочи.
<...>
Глубинный диван едет на одобрении и действует в некотором смысле как самообучающаяся нейросеть: ищет идеального, оптимально усреднённого результата, отбрасывая все результаты, трактуемые как «вредные» и «болезненные».
Если <...> рассмотреть, например, ЕГЭ (отмену которого, по опросам, поддерживают чуть ли не 4/5 ув. населения), то механизм работы глубинного дивана на данной теме представляется следующим:
Этап 1. ЕГЭ действует:
- Этот ЕГЭ убивает творческий подход и приучает людей к квадратно-гнездовому тестовому мышлению. К тому же во всяких кавказских республиках постоянно сдают экзамены на 4000 баллов, оставляя за бортом русских детей, ибо коррумпированные чиновники. Верните нормальные, честные, всеобщие экзамены.
Этап 2. ЕГЭ отменяют:
- Ну что ж, элитка укрепляет свой отрыв от граждан по всем фронтам. Больше ничего не решают знания, вновь возвращается власть экзаменатора, а это значит коррупция, телефонное право, связи. К тому же во всяких кавказских республиках поступают исключительно дети местных баев, оставляя за бортом русских детей. Верните нормальное, честное, всеобщее тестирование.
Выглядит довольно издевательски, но ведь так и будет.
Так и будет, да. Потому что другие действия, не укладывающиеся в простые схемы едущих на взаимном одобрении возлежателей глубинного дивана, слишком уж взрослые, ибо требуют проявить терпение и прикладывать систематические усилия для того, чтобы система того же ЕГЭ двигалась в направлении улучшения. А такой подход - непосилен для инфантилов, требующих одним махом решить пачку проблем, годно
описанных жыжыстом
calcin в комментариях к позавчерашнему посту:
- ЕГЭ уже допилили. И допиливают постоянно.
- Проблемы деградации средней школы к ЕГЭ отношения не имеют. Есть ЕГЭ, нет ЕГЭ - лучше от этого школа учить не будет.
Для этого есть несколько причин:
- Учитель никак не может призвать к порядку "проблемного" ученика. Т.е. я не за рукоприкладство - но например в СССР была угроза "перевести в школу для дураков" - и она действовала.
- Школы/классы действительно нужно делить по способностям учеников. Усреднение - мешает всем.
- Дети не мотивированы на образование. Причина: слишком хорошо живём, это раз. И два: образование перестало давать бонусы по социальной лестнице.
Смотрите, когда дети крестьян в СССР приходили в школу: им отлично было понятно, что кто сумеет учиться - тот станет врачом/учителем/инженером/чиновником/лётчиком/трактористом. А если не сумеет выучиться - будет копать землю и ходить за скотиной. Это отлично мотивировало абсолютно всех. При этом наличие образование фактически автоматически означало больший или меньший успех в жизни.
А сейчас наличие образования никак не поможет тебе стать миллиардером. Удача - наше всё (с).
Кстати, одна из причин распада СССР - это то, что под конец СССР было очень много людей, которые получили образование, по меркам дедов стали успешны - но по собственным меркам своего социального успеха не ощущали.
Вот здравый подход и взрослое объяснение причин наличия проблем в мордорском образовании, обитателям глубинного дивана недоступные. Ибо затрагивают оный подход и объяснение такие моменты, как ответственность гиперопекающих родоков за поведение мамкиных конфеток в школах, репрессивные меры против оных конфеток etc. Что весьма болезненно для обитателей глубинного дивана, многие из которых либо сами бездетные
самоусыновлённые онижедети, либо - "воспитатели" таковых.
В школу ребёнок попадает в 6-7 лет. До момента попадания в школу он не висит в безвоздушном пространстве, а находится в семье, из которой и черпает образцы поведения, ежедневно практикуемые старшими (иногда повзрослевшими, но часто, увы, нет) родственниками. Именно они либо прививают ему личным примером мотивацию получать знания (допустим, "потому что много знать - круто"), либо - не прививают. И это касается не только высшего образования, дорогу к коему прокладывает успешная сдача ЕГЭ, но и вообще - любого образования, в принципе.
Ребёнок или привыкает к мысли, что знать всякое полезное и уметь всякое нужное - норма, а значит - получает базовые камни фундамента опоры на себя, или - не привыкает к такой мысли, строя свои жизненные планы на схемах подвида "я у мамы выклянчу, она мне даст" (это невыдуманная цитата).
Каковой теме и посвящён
очередной пост об идеях для родителей.