ifc

(Ч239) Человек, признавший свои долги, избегает тотальной дисфории

Apr 26, 2024 11:00



К вопросу о том, зачем нужно жить.

Присущий многим нашим современникам комфортоцентризм приводит к тому, что любая информация, которая имеет неодобрительные коннотации в адрес мамкиных конфеток - тут же объявляется травмирующей и побыстрее выводится из зоны внимания. Чтобы не припекало.

За примерами далеко ходить не надо: после опубликования предыдущего анонса поста на тему человекостроения, от меня отфрендилась одна давняя сожыжыстка, принявшая, судя по всему, написанное в посте на свой счёт.

И так же поступило сразу несколько подписчиц проекта на Sponsr, выразивших путём отписки своё несогласие с утверждением, что каждый человек обязан качественно отыграть все социальные роли, положенные ему базовой программой становления и развития личности.

Что же, в ответ на это сегодня будет новая порция травмирующей информации.

В марте, накануне Международного женского дня, коллега Мараховский напомнил, откуда вообще нарисовался дискурс, из которого впоследствии проклюнулась вся попсовая "мудрость" подвида "женщина должна быть счастливой, а больше она никому ничего не должна" (равно как и аналогичная хрень, адресованная лицам мужского пола):

(Прошлое столетие - ) это ‎был‏ ‎тот ‎самый‏ ‎век, ‎когда ‎общепринятый ‎способ ‎избавления‏ ‎от‏ ‎вины‏ ‎- ‎через‏ ‎религиозное ‎покаяние‏ ‎- ‎был‏ ‎отнят‏ ‎у ‎человека‏ ‎вместе ‎с ‎религиозной ‎верой.

Тут ‎следует‏ ‎сделать ‎маленькое‏ ‎отступление,‏ ‎чтобы‏ ‎подёргать ‎за ‎пышные ‎усы‏ ‎главного ‎пророка‏ ‎XX ‎столетия.

И‏ ‎нет,‏ ‎это‏ ‎не ‎Зигмунд ‎Фрейд. ‎Автор ‎этих ‎взволнованных ‎строк ‎не ‎откроет‏ ‎Америку,‏ ‎заявив, ‎что ‎Фрейд ‎(и‏ ‎вообще ‎вся‏ ‎«школа ‎сомнений‏ ‎и‏ ‎срыва‏ ‎покровов ‎с‏ ‎истинной ‎природы ‎человека») ‎стали‏ ‎наследниками ‎другого‏ ‎мыслителя‏ ‎-‏ ‎Фридриха ‎Ницше.

Данный ‎мыслитель ‎в ‎своей‏ ‎работе ‎«К ‎генеалогии‏ ‎морали»‏ ‎1887 ‎года‏ ‎первым ‎(насколько ‎можно ‎судить)‏ ‎сформулировал ‎тезис ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎эта‏ ‎ваша ‎так‏ ‎называемая ‎совесть, ‎терзающая ‎и ‎преследующая‏ ‎грешника‏ ‎-‏ ‎никакой ‎не‏ ‎глас ‎Божий.

Скорее‏ ‎наоборот: ‎Бог‏ ‎есть‏ ‎порождение ‎совести.‏ ‎Которая, ‎в ‎свою ‎очередь, ‎является‏ ‎вынужденно ‎выработанным‏ ‎в‏ ‎обществе-живущем-по-правилам‏ ‎адаптивным ‎механизмом.

Суть: ‎когда-то ‎давно‏ ‎человек ‎был‏ ‎невинен ‎и‏ ‎не‏ ‎знал‏ ‎никакой ‎морали, ‎а ‎потому ‎не ‎терзался ‎совестью ‎и ‎не‏ ‎знал‏ ‎сожалений. ‎Он ‎получал ‎то,‏ ‎что ‎мог‏ ‎урвать ‎у‏ ‎жизни,‏ ‎и‏ ‎был ‎горд‏ ‎и ‎счастлив ‎этим. ‎Он‏ ‎нагибал ‎жизнь‏ ‎во‏ ‎всех‏ ‎видах ‎и ‎позах ‎- ‎и‏ ‎ему ‎не ‎приходило‏ ‎на‏ ‎ум, ‎что‏ ‎в ‎его ‎стремлении ‎к‏ ‎насилию ‎есть ‎что-то‏ ‎дурное.

Но‏ ‎всё ‎изменилось,‏ ‎когда ‎вольные‏ ‎бродяги-охотники ‎осели ‎и ‎свалялись ‎в‏ ‎первые‏ ‎стационарные‏ ‎общества, ‎и‏ ‎занялись ‎торговлей,‏ ‎и ‎начали‏ ‎давать‏ ‎друг ‎другу‏ ‎обещания ‎и ‎взимать ‎долги. ‎Естественное‏ ‎человеческое ‎стремление‏ ‎всех‏ ‎ограбить,‏ ‎трахнуть ‎и ‎победить ‎оказалось‏ ‎сковано ‎по‏ ‎рукам ‎и‏ ‎ногам‏ ‎законами‏ ‎«морального ‎долга», ‎и ‎великолепная ‎агрессивность ‎человека, ‎не ‎находя ‎выхода‏ ‎вовне,‏ ‎обратилась ‎внутрь ‎него ‎самого и‏ ‎стала ‎совестью.‏ ‎И ‎чем‏ ‎больше‏ ‎давление‏ ‎социальной ‎иерархии‏ ‎с ‎её ‎долгами ‎на‏ ‎человека ‎-‏ ‎тем‏ ‎сильней‏ ‎в ‎нём ‎совесть. ‎Поэтому ‎нечего‏ ‎удивляться, ‎что ‎все‏ ‎крупные‏ ‎империи ‎приводили‏ ‎к ‎той ‎или ‎иной‏ ‎форме ‎монотеизма ‎-‏ ‎ибо‏ ‎огромному ‎грузу‏ ‎вины/задолженности ‎нужен‏ ‎всё ‎более ‎огромный ‎бог-кредитор, ‎способный‏ ‎вину‏ ‎простить‏ ‎и ‎искупить.

Я,‏ ‎возможно, ‎ошибаюсь‏ ‎- ‎но,‏ ‎кажется,‏ ‎перед ‎нами‏ ‎первая ‎популярная ‎психоаналитическая ‎концепция, ‎описывающая‏ ‎угрызения ‎как‏ ‎невроз‏ ‎(Ницше‏ ‎употребил ‎эпитет ‎«болезнь»).

Ницше, ‎между‏ ‎прочим, ‎высказал‏ ‎смелую ‎надежду,‏ ‎воспринятую‏ ‎вскоре‏ ‎наступившим ‎XX ‎веком ‎как ‎величайшее ‎откровение. ‎Стоит ‎процитировать:

«Восхождение ‎христианского‏ ‎Бога,‏ ‎как ‎максимального ‎Бога, ‎достигшего‏ ‎пика ‎градации,‏ ‎повлекло ‎за‏ ‎собою‏ ‎и‏ ‎максимум ‎чувства‏ ‎вины ‎на ‎земле. ‎Допустив,‏ ‎что ‎мы‏ ‎наконец‏ ‎вступили‏ ‎в ‎обратное ‎движение, позволительно ‎было ‎бы‏ ‎с ‎немалой ‎степенью‏ ‎вероятности‏ ‎заключить ‎из‏ ‎неудержимого ‎упадка ‎веры ‎в‏ ‎христианского ‎Бога, ‎что‏ ‎уже‏ ‎и ‎теперь‏ ‎в ‎человеке‏ ‎налицо ‎значительный ‎спад ‎сознания ‎вины; в‏ ‎любом‏ ‎случае‏ ‎не ‎следует‏ ‎исключать ‎шанса,‏ ‎что ‎полная‏ ‎и‏ ‎совершенная ‎победа‏ ‎атеизма ‎смогла ‎бы ‎освободить ‎человечество от‏ ‎всего ‎этого‏ ‎чувства‏ ‎задолженности‏ ‎своему ‎началу. ‎Атеизм ‎и‏ ‎нечто ‎вроде‏ ‎второй ‎невинности‏ ‎связаны‏ ‎друг‏ ‎с ‎другом».

Наступившая ‎затем ‎история ‎прошлого ‎и ‎нынешнего ‎столетий ‎показала,‏ ‎что‏ ‎смелый ‎усач ‎в ‎своих‏ ‎надеждах, ‎пожалуй,‏ ‎ошибся.

Упадок ‎веры‏ ‎в‏ ‎христианского‏ ‎Бога ‎в‏ ‎цивилизованном ‎мире ‎несомненен. ‎По‏ ‎обе ‎стороны‏ ‎Гибралтара‏ ‎и‏ ‎по ‎обе ‎стороны ‎гибридного ‎фронта‏ ‎Бог ‎редуцирован ‎или‏ ‎вовсе‏ ‎отменён. ‎В‏ ‎лучшем ‎случае ‎он ‎сохраняется‏ ‎как ‎невидимый ‎лайфкоуч,‏ ‎подбадривающий‏ ‎современника ‎и‏ ‎разрешающий ‎ему‏ ‎любить ‎себя ‎таким ‎какой ‎он‏ ‎есть‏ ‎-‏ ‎или ‎как‏ ‎неопределённая ‎и‏ ‎обезличенная ‎мана,‏ ‎вселенская‏ ‎энергия, ‎привилегированный‏ ‎доступ ‎к ‎которой ‎даётся ‎через‏ ‎правильные магические ‎действия‏ ‎(поэтому‏ ‎многие‏ ‎верующие ‎занимаются ‎сравнением ‎качеств‏ ‎освящённой ‎воды,‏ ‎полагая, ‎что‏ ‎вода,‏ ‎освящённая‏ ‎в ‎крутом ‎монастыре ‎на ‎великий ‎праздник, ‎для ‎здоровья ‎полезней,‏ ‎чем‏ ‎освящённая ‎рутинно ‎в ‎церковном‏ ‎дворе ‎в‏ ‎железном ‎баке.‏ ‎Не‏ ‎надо‏ ‎искать ‎здесь‏ ‎отличий ‎от ‎заряжания ‎воды‏ ‎перед ‎телевизионным‏ ‎Чумаком‏ ‎в‏ ‎конце ‎1980-х, ‎их ‎нет).

Но ‎исцеления‏ ‎от ‎«агрессии, ‎направленной‏ ‎внутрь‏ ‎себя», не ‎произошло.

Будь‏ ‎жив ‎Ницше ‎- ‎он,‏ ‎возможно, ‎сказал ‎бы,‏ ‎что‏ ‎удивляться ‎нечему:‏ ‎общество ‎отменило‏ ‎Бога, ‎но ‎только ‎для ‎того,‏ ‎чтобы‏ ‎провозгласить‏ ‎богом ‎себя.‏ ‎Насилие ‎социума‏ ‎над ‎человеком‏ ‎и‏ ‎его ‎естественной‏ ‎агрессивностью ‎не ‎только ‎не ‎исчезло,‏ ‎но ‎и‏ ‎усилилось.‏ ‎Соответственно‏ ‎запертая ‎в ‎человеке ‎воля‏ ‎к ‎нагибанию‏ ‎всего ‎лишь‏ ‎принялась‏ ‎изменять‏ ‎формы, ‎но ‎не ‎направленность.

Грубо ‎говоря:

- до ‎XX ‎века ‎человек ‎терзал‏ ‎себя‏ ‎за ‎то, ‎что ‎он‏ ‎грешник.

- в ‎XX‏ ‎веке ‎человек‏ ‎терзал‏ ‎себя‏ ‎за ‎то,‏ ‎что ‎он ‎лузер ‎(см.‏ ‎Воннегута ‎и‏ ‎его‏ ‎повторяемую‏ ‎мысль ‎о ‎том, ‎что ‎«американцы‏ ‎ненавидят ‎себя ‎за‏ ‎свою‏ ‎бедность»).

- в ‎XXI‏ ‎веке ‎человек ‎терзает ‎себя‏ ‎за ‎то, ‎что‏ ‎он‏ ‎несчастлив.

Этот ‎последний‏ ‎феномен ‎-‏ ‎особенно ‎актуален. ‎

На ‎днях ‎мне‏ ‎попалась‏ ‎занятная‏ публикация об ‎исследовании‏ ‎на ‎модную‏ ‎(слава ‎Богу,‏ ‎не‏ ‎у ‎нас)‏ ‎тему ‎трансгендерной ‎терапии/хирургии ‎для ‎подростков.‏ ‎

Краткое ‎содержание:‏ ‎т.н.‏ ‎перемена‏ ‎пола ‎в ‎юном ‎возрасте‏ ‎- ‎в‏ ‎течение ‎многих‏ ‎лет‏ ‎рекламируется‏ ‎как ‎средство ‎от ‎суицидов ‎и ‎психического ‎неблагополучия ‎граждан ‎с‏ ‎«гендерной‏ ‎дисфорией». ‎В ‎соответствующих ‎клиниках‏ ‎родителям ‎принято‏ ‎задавать ‎вопрос‏ ‎«вам‏ ‎кто‏ ‎нужен ‎-‏ ‎мёртвый ‎сын ‎или ‎живая‏ ‎дочь?», что ‎подразумевает‏ ‎транспереход‏ ‎в‏ ‎качестве ‎исцеления.

Но ‎вдумчивое ‎курение ‎статистики‏ ‎показывает, ‎что ‎накачивание‏ ‎детишек‏ ‎гормонами, ‎а‏ ‎затем ‎их ‎кастрация ‎и‏ ‎косметическое ‎уподобление ‎противоположному‏ ‎полу‏ ‎- ‎не‏ ‎оказывает ‎сколько-нибудь‏ ‎заметного ‎влияния ‎ни ‎на ‎уровень‏ ‎самоубийств,‏ ‎ни‏ ‎на ‎интенсивность‏ ‎посещения ‎психотерапевтов.‏ ‎

Иными ‎словами‏ ‎-‏ ‎это ‎не‏ ‎«гендерная ‎дисфория» ‎порождает ‎душевный ‎раздрай‏ ‎и ‎нежелание‏ ‎жить,‏ ‎а‏ ‎наоборот: ‎раздрай ‎и ‎самотерзания‏ ‎принимают ‎модные‏ ‎формы, ‎в‏ ‎том‏ ‎числе и‏ ‎«гендерной ‎дисфории».

Ницше ‎вольно ‎было ‎обвинять ‎религию ‎в ‎том, ‎что‏ ‎она‏ ‎порождает ‎болезнь ‎совести ‎-‏ ‎на ‎том‏ ‎основании, ‎что‏ ‎«люди‏ ‎с‏ ‎больной ‎совестью‏ ‎религиозны». ‎С ‎тем ‎же‏ ‎успехом, ‎можем‏ ‎мы‏ ‎констатировать‏ ‎сегодня, ‎можно ‎обвинять ‎анальгетики ‎в‏ ‎простудах: ‎все ‎простуженные‏ ‎пьют‏ ‎парацетамол ‎или‏ ‎ибупрофен, ‎связь ‎очевидна.

Мы ‎же‏ ‎можем ‎предположить, ‎что‏ ‎«агрессия,‏ ‎направленная ‎на‏ ‎себя» ‎-‏ ‎вообще ‎не ‎болезнь. ‎Или, ‎во‏ ‎всяком‏ ‎случае,‏ ‎не ‎большая‏ ‎болезнь, ‎чем‏ ‎половое ‎влечение‏ ‎или‏ ‎голод.

Заниматься ‎сексом‏ ‎естественно, ‎а ‎также ‎приятно ‎и‏ ‎полезно. ‎Другое‏ ‎дело,‏ ‎что‏ ‎им ‎не ‎стоит ‎заниматься‏ ‎противоестественно. Использовать ‎свой‏ ‎и ‎чужие‏ ‎организмы‏ ‎не‏ ‎по ‎назначению ‎- ‎слишком ‎смелый ‎ход, ‎чтобы ‎не ‎возникали‏ ‎разные‏ ‎непредвиденные ‎последствия.

Есть ‎- ‎естественно,‏ ‎приятно ‎и‏ ‎полезно. ‎Но‏ ‎если‏ ‎начать‏ ‎питаться ‎противоестественно‏ ‎- ‎то ‎может ‎случиться‏ ‎и ‎случается‏ ‎всякое.‏ ‎

И‏ ‎что ‎если ‎испытывать ‎к ‎себе‏ ‎«агрессию» ‎- ‎это‏ ‎точно‏ ‎такое ‎же‏ ‎естественное ‎и ‎необходимое ‎человеческое‏ ‎дело, ‎как ‎голод‏ ‎и‏ ‎сексуальное ‎напряжение?‏ ‎

У ‎слова‏ ‎«агрессия» ‎плохая ‎репутация: ‎мы ‎представляем‏ ‎себе‏ ‎бандита‏ ‎с ‎кирпичом,‏ ‎пьяного ‎дебила‏ ‎в ‎транспорте‏ ‎и‏ ‎вообще ‎кого-нибудь‏ ‎нападающего.

У ‎слова ‎«самоагрессия» ‎репутация ‎не‏ ‎лучше: ‎мы‏ ‎представляем‏ ‎себе‏ ‎нервную ‎девицу, ‎режущую ‎себя‏ ‎бритвой, ‎или‏ ‎одинокого ‎дяденьку‏ ‎из‏ ‎Экзюпери,‏ ‎«пьющего, ‎чтобы ‎забыть, ‎что ‎ему ‎совестно ‎пить».

Но ‎разве ‎самопринуждение‏ ‎к‏ ‎чему-нибудь ‎безусловно ‎полезному ‎не‏ ‎содержит ‎в‏ ‎себе ‎самоагрессии?‏ ‎Разве‏ ‎конструктивное‏ ‎желание ‎бросить‏ ‎бухать ‎и ‎встать ‎на‏ ‎лыжи ‎не‏ ‎начинается‏ ‎с‏ ‎самоосуждения? ‎Разве ‎человек, ‎с ‎гордостью‏ ‎глядящий ‎на ‎свой‏ ‎плоский‏ ‎в ‎квадратиках‏ ‎живот ‎и ‎поигрывающий ‎у‏ ‎зеркала ‎бицепсом, ‎не‏ ‎обязан‏ ‎этим ‎приятным‏ ‎глазу ‎отражением‏ ‎некогда ‎сказанному ‎зеркалу ‎же ‎«Ну‏ ‎блин,‏ ‎ты‏ ‎и ‎хряк/дохляк,‏ ‎так ‎жить‏ ‎нельзя»? ‎Разве‏ ‎некто‏ ‎самостоятельный ‎и‏ ‎ресурсный ‎(и ‎помогающий ‎ближним, ‎между‏ ‎прочим) ‎не‏ ‎обязан‏ ‎своими‏ ‎возможностями ‎пережитому ‎много ‎лет‏ ‎назад ‎чувству‏ ‎отвращения ‎к‏ ‎своей‏ ‎подчинённости‏ ‎и ‎бессилию?

Из ‎этого ‎мы ‎можем ‎заключить, ‎что ‎чувство ‎вины/задолженности,‏ ‎ославленное‏ ‎горе-освободителями ‎человечества, ‎в ‎действительности‏ ‎естественно ‎и‏ ‎полезно. ‎А‏ ‎платить‏ ‎долги‏ ‎- ‎так‏ ‎же ‎приятно, ‎как ‎заниматься‏ ‎сексом ‎и‏ ‎есть‏ ‎стейк).‏ ‎

Невротично ‎ли ‎чувство ‎долга? ‎Да,‏ ‎конечно. ‎Как ‎будто‏ ‎это‏ ‎что-то ‎плохое.‏ ‎

Иметь ‎хорошие, ‎качественные ‎пунктики‏ ‎- ‎это ‎несомненный‏ ‎конструктив‏ ‎и ‎благо.‏ ‎Испытывать ‎к‏ ‎себе ‎агрессию ‎по ‎причине ‎своей‏ ‎лени‏ ‎или‏ ‎неумеренности ‎-‏ ‎прекрасное ‎лекарство‏ ‎от ‎лени‏ ‎и‏ ‎неумеренности, ‎если‏ ‎принимать ‎его ‎через ‎правильную ‎сторону‏ ‎организма, ‎а‏ ‎не‏ ‎противоестественным‏ ‎образом. ‎

В ‎этом ‎смысле‏ ‎лозунг ‎«полюби‏ ‎себя ‎таким,‏ ‎какой‏ ‎ты‏ ‎есть» ‎представляется ‎куда ‎худшим ‎принуждением, ‎чем ‎любая ‎самоненависть. ‎Ибо‏ ‎он‏ ‎невообразимо ‎унижает ‎человеческий ‎дух,‏ ‎веля ‎ему‏ ‎любить нечто ‎неприятное‏ ‎и‏ ‎уродливое.‏ ‎

Мы, ‎пожалуй,‏ ‎сочтём ‎преступлением ‎попытку ‎женить‏ ‎юношу ‎на‏ ‎неопрятном‏ ‎стокилограммовом‏ ‎дирижабле ‎или ‎выдать ‎девушку ‎за‏ ‎непризнанного ‎алкогения. ‎

Отчего‏ ‎мы‏ ‎тогда ‎не‏ ‎считаем ‎преступлением ‎попытку ‎заставить‏ ‎человека ‎жить ‎с‏ ‎отвратительным‏ ‎собой?

Просто ‎отдавать‏ ‎долги ‎нужно,‏ ‎и ‎желательно ‎по ‎назначению. ‎И‏ ‎нечего‏ ‎переживать,‏ ‎что ‎мы‏ ‎всегда ‎должны.‏ ‎Когда ‎современные‏ ‎умники‏ ‎осуждают ‎религиозное‏ ‎чувство ‎первородного ‎греха за ‎то, ‎что‏ ‎человек, ‎видите‏ ‎ли,‏ ‎не‏ ‎окончательно ‎свободен ‎от ‎него,‏ ‎покуда ‎жив‏ ‎- ‎они‏ ‎поступают‏ ‎так‏ ‎же ‎умно, ‎как ‎если ‎бы ‎осуждали ‎чувство ‎голода ‎и‏ ‎любовного‏ ‎томления ‎за ‎то, ‎что‏ ‎невозможно ‎наесться‏ ‎и ‎насовокупляться‏ ‎раз‏ ‎и‏ ‎навсегда. ‎

А свежий пост на тему практического человекостроения посвящён тому, как избежать охватившей наших современников тотальной дисфории через признание своих долгов.

сын земли, шаманские будни, хорошо сказал!, нет вестей от бога, ifc

Previous post Next post
Up