В продолжение темы
неистовых людей.
Когда писал вчера очередной
пост об ассимиляции приезжих, то был уверен, что в комментах обязательно нарисуется нытьё - и не ошибся. Нытьё в ответ на описание проблем, требующих усилий для решения - стандартная реакция людей с низким порогом фрустрации, то есть - не обладающих пассионарностью.
У пассионарного человека порог фрустрации высок, а потому, сталкиваясь с трудностями, подобный человек продолжает бороться. Он не "выгорает", не разочаровывается в собственных силах и в жизни, а прилагает сверхусилия, речь о коих шла здесь
ранее. Поэтому для такого человека неинтересно общество нытиков, а интересно общество себе подобных. Нытиков же пассионарии либо гонят в бой плёткой, либо - игнорируют, вынуждая затем принять новую действительность, сформированную после того, как пассионарии побеждают.
Как я уже напоминал
в ноябре 2023 года, культурные войны выигрывает не аморфное большинство, а максимально нетолерантные и сплочённые меньшинства. То же самое касается и обычных войн. Примеров в истории - несть числа, от относительно недавней Гражданской войны в любимом нашем Мордоре до разборок седой старины вроде внутренней борьбы между монголами, в которой победил вождь пассионарных людей, вошедший в историю под титулом Чингисхан.
Кстати, если кто не в курсе, Тэмучин из рода Борджигинов, будущий Чингисхан, родился в урочище Делюн-Болдок, тянущемся через современную границу между Этой Страной и Монголией. И хотя самим монголам по понятным причинам не нравится версия о том, что место рождения находится в 8 километрах к северу от оной границы, то есть - на территории любимого нашего Мордора, такой версии придерживаются немало историков.
Так что у нас тут не только родина слонов, но и родина известного завоевателя.
Почему "люди длинной воли", которых возглавил Тэмучин, победили сторонников родоплеменного строя? По причинам, о которых писал Лев Гумилёв:
...В связи с разложением общины имелось множество людей, которых тяготила её дисциплина, при которой фактическая власть принадлежала старейшинам, а прочие, несмотря на любые заслуги, должны были довольствоваться второстепенным положением. Те бахадуры, которые не мирились с необходимостью быть на последних ролях, отделялись от общин, покидали свои курени и становились "людьми длинной воли", или "свободного состояния" (в китайской передаче - байшень - "белотелые", т.е. "белая кость"). Судьба этих людей часто была трагична: лишённые общественной поддержки, они принуждены были добывать себе пропитание трудоёмкой лесной охотой, которая в отличие от облавной, степной, менее прибыльна. К тому же монголы обычно не ели перелётных птиц и лишь в крайнем случае употребляли в пищу рыбу.
Чтобы добыть конину или баранину, изгнанникам приходилось систематически заниматься разбоем. С течением времени они стали составлять отдельные отряды для сопротивления организованным соплеменникам и искать вождей для борьбы с родовыми объединениями. Численность таких групп неуклонно росла. Наконец, в их среде оказался сын погибшего племенного вождя, потерявший состояние и общественное положение, член знатного рода Борджигинов Тэмучин, впоследствии ставший ханом с титулом Чингис. Эти события привели затем к объединению ряда монгольских и тюркских племен в единую военную державу. Инертные, или пассивные, члены рода подчинились "людям длинной воли".
Люди с низким порогом фрустрации во все времена подчинялись тем, чей порог фрустрации высок. Да, вторые часто надрывались и надрываются, совершая сверхусилия, но если на какой-либо территории имел место пассионарный толчок, породивший достаточное число людей с избыточной психической энергией, то - даже с учётом неизбежных потерь - таких людей всё равно остаётся достаточно, чтобы победить.
Так вот, я беру на себя смелость утверждать, что мы находимся внутри подобного пассионарного толчка, породившего среди наших сограждан достаточно число неистовых людей, готовых к приложению сверхусилий. И - продолжающего порождать их (тот же Гумилёв считал, что мутации в человеческих популяциях, вызывающие рождение пассионариев, стимулирует солнечная активность, которая
достигнет пика в середине текущего года, а значит, если эта версия истинна - дети, рождённые в 2024, с высокой вероятностью массово будут пассионариями).
Понятное дело, судить о том, переживает ли какой либо этнос пассионарный подъём - рискованно. Ведь из-за аберрации близости, вызываемой непосредственным участием в текущих событиях, легко ошибиться. Но я считаю, что есть маркеры, указывающие на рост числа пассионариев в Этой Стране.
Один из таких маркеров - религиозный, о котором в первый день текущего месяца
упоминал коллега Мараховский:
...Накануне западной Пасхи <...> Gallup выдал очередное
исследование религиозных практик североамериканцев, в котором подтверждены давно начавшиеся тенденции:
- Два десятилетия назад в среднем 42% взрослого населения США посещали религиозные службы каждую или почти каждую неделю. Десять лет назад этот показатель упал до 38%, а сейчас находится на уровне 30%.
- Это снижение во многом обусловлено увеличением доли американцев без религиозной принадлежности - с 9% в 2000-2003 годах до 21% в 2021-2023 годах.
- Тем не менее, за последние два десятилетия большинство религиозных групп также столкнулись со снижением регулярного посещения религиозных служб.
У автора этих взволнованных строк, сказать по правде, очень примитивное объяснение происходящего: перед нами один из неизбежных эффектов наступающего нищепанка. Фокус в том, что религиозные ритуалы несомненно включают в себя мистерии, призванные изменить сознание выполняющих их. Но за минувшие не то что 20 - скорее 50+ лет у человечества появилось много дешёвых и сердитых способов изменять сознание - от видеоигр (никто не скажет, что они не меняют сознание играющего) до сеансов парасоциальной связи с подкастерами.
Поэтому граждане, искавшие в религиозном ритуале бегство от будних себя и преобразование в нечто высшее и нематериальное - в значительной степени покинули аналоговые святилища, пристав к цифровым (процесс по сути тот же, что и бегство от дорогой и напряжной домашней готовки к пиццам и прочим ультраобработанным нямкам).
На этом фоне интересны для нас, конечно, маргинальные тенденции.
То есть те, что показывают рост числа верующих на фоне общей секуляризации.
Таких в передовом мире сейчас две.
Во-первых - новое язычество (как
пишет National Geographic, с 2001 по 2018 годы число американцев, идентифицирующих себя в качестве язычников, выросло со 134 тысяч до 1,5 миллионов - рост, как легко видеть, в 11 раз).
Во-вторых - «неотрадиционализм»:
согласно New York Times, «Это литургические и доктринально консервативные христиане с римско-католическим ядром, окружённым некоторыми фракциями реформатом, особенно кальвинистами, а также некоторыми православными церквями, небольшими, но полными новообращённых».
Вопрос, который нас безусловно должен занимать - следующий: какая из этих двух тенденций сейчас является «авангардом современности», а какая «антисовременностью», то есть протестом против Сегодня?
Рискну заявить, что язычество сегодня - это авангард и мейнстрим.
National Geographic:
«После столетий преследований язычество оставалось в основном маргинальной практикой до 1960-х годов. Эта религия стала привлекательной религией для тех, кто восстал против ограничительных социальных норм. За последнее десятилетие рост популярности TikTok (witchtok имеет более 35 миллиардов просмотров) и популярных телешоу, таких как „Леденящие душу приключения Сабрины“, „Викинги“, „Сверхъестественное“ и „Американская история ужасов: Ковен“, помогли повысить интерес к спиритуальному движению».
Ну и чтобы у нас не осталось сомнений - вот современный ритуал:
Если вам показалось, что это распределительные шляпы из гаррипоттерианы, то вам не показалось.
Следовательно, антисовременностью сегодня является неотрадиционализм - просто потому, что фиг мы найдём в современной поп-культуре что-нибудь, воспевающее литургию, соборование, евхаристию и пост.
Всё, что лично автор этих взволнованных строк может по этому поводу припомнить - издевательский кабельный бред под названием «Проповедник» (2016-2019), в котором нет ни следа от христианства.
Отсюда следует парадоксальный, но тем более ценный для нас вывод:
- Традиционное христианство есть современная контркультура. Не поддельная, как майки с Че Геварой по акции, а натуральная - выражающая протест против всего того, что современность предлагает в виде благ.
Соответственно привычный нам образ человека, протестующего против мейнстрима - нечто ниспровергающее всем своим видом приличия - полностью теряет смысл. Как может быть, простите, антисовременностью фрик с непонятной сексуальностью в эпоху, когда президент сверхдержавы
объявляет пасхальный день днём (трансформера), а его супруга
заявляет, что кто против (петушиного) порно в школах, тот Гитлер?
…Поэтому ув. современник, желающий найти настоящее подполье и накал нонконформизма, парадоксальным образом идёт не туда, где его личный бунт будут облизывать и монетизировать, а туда, где бунт вовсе не представляет никакой коммерческой ценности, а в цене отброшенные современностью сущности.
Рост числа мордорских ватников, не просто называющих себя православными, но и прилагающих усилия в сторону усвоения соответствующего аспекта отечественного культурного кода - это факт. Я уже постил фото с коллективного мужского молебна в одном из подмосковных монастырей, повторяться не стану - скажу лишь, что такие молебны проходят массово, по всему любимому нашему Мордору.
А ещё те, кто принимает в них участие, массово же вступают в добровольные народные дружины (в начале поста - снимок такой ДНД в одном из проблемных районов Екатеринбурга, где живёт много импортных атавусов) и участвуют в лечении
бациллы рагулизма. То есть - действуют, как и приличествует пассионарным людям, пока нытики в Рунете купаются в приятных гормонах, порождаемых
"комплексом Мордреда":
...Существует отчётливо деструктивный психический задвиг, который, наверно, можно назвать «комплексом Мордреда». Жертва данного задвига в некоторый момент начинает считать себя правомочным обладателем чего-нибудь ценного, лишённым своих законных прав в результате обмана и произвола (собственно мифический Мордред, как мы помним, был внебрачным сыном Артура, снедаемым жаждой престола. Всё кончилось плохо для всех).
Комплекс Мордреда многолик, но удивительно однообразен по существу.
1. Вот у нас есть граждане, не удовлетворённые своим положением.
2. Часть этих граждан, встав перед великим личным выбором между «что делать» и «кто виноват», решительно выбирают последнее и ищут себе виновных.
3. К этим гражданам приходит таракан объяснения, рассказывающий, кто именно их обокрал, обставил и обделил - и попутно поясняющий, что для расколдования и обретения своего наследного королевства они должны выполнить очень-очень простое действие. Фактически - просто выразить своё согласие на вступление в наследство.
4. Всё озаряется ослепительным светом понимания. Конечно же, величие, богатство и благополучие похищено этими. Будущий потерпевший решительно выражает своё согласие на получение своего. Увлечённый процессом, он даже соглашается на небольшие сопутствующие мелочи - перевести 5 тыр за оформление наследства, вложить 10 тыр для получения 100 000 через четыре недели, выйти на улицу и поорать с требованием вернуть.
(я намеренно смешиваю здесь носителей исторического ресентимента с жертвами лохотронов, потому что это одни и те же люди. Жертвы лохотрона на 90% представляют собой людей, убеждённых в том, что мир несправедлив и поделен хитрыми рептилоидами как дойное стадо - а себя как жертв этого мошеннического заговора, всё понимающих, но неспособных победить систему. Эти граждане воспринимают приглашение в лохотрон как письмо из Хогвартса, извещающее их о том, что они на самом деле не лохи-магглы, а потерянное колено магов-рептилоидов, Умеющее в Финансы).
5. Затем следует, в полном соответствии с принципом сюжетности, развязка. Наш Мордред выходит на оперативный простор, выполняя предписанное ему Простое Действие - и здесь соблазн/морок/иллюзия/стройная концепция Исторической Истины покидают его, обнажая дохлую правду жизни: он по-прежнему маггл, лох, потерпевший и сирота.
- Вместо десяти миллионов рублей, в которые должны были превратиться его одолженные по родным и занятые у банка 850 тыр, он получает обнадёживающее письмо «у нас временные трудности, вызванные интригами конкурирующих рептилоидов, но скоро всё будет, переведите ещё 15 300 руб, чтобы встать в первую очередь на выплаты».
- Вместо 600 000 000 000 евро, которые должны были зайти в страну и чудесно превратить её в воображаемую Швейцарию после избавления от воровского режима Проффесора, он получает обнадёживающее письмо «у нас временные трудности, вызванные противодействием москалей, но скоро всё будет, вот только отобьём Донбасс».
- и так далее.
Тот факт, что комплекс Мордреда первичен, а само оформление соблазна вторично - доказывается тем, что многие ув. современники ухитряются создавать лохотроны в собственных головах даже без всякого участия второй стороны. Так, существует многоглавая толпа разочаровавшихся-в-Путине-патриотов, в разное время в ходе сложной парасоциальной связи решивших, что им поступило от В. В. Путина обещание вернуть им Украденное Наследство - и страдающих от того, что он всё не выполняет.
То есть:
- Не восстанавливает Святую Русь и СССР;
- Не объявляет национализацию;
- Не выгоняет всех евреев и завезённых ими таджиков;
- Не возвращает на постоянной основе топоним Сталинград, не выступает с Мавзолея, не сносит Мавзолей и не хоронит Ленина;
- Всё не увольняет Набиуллину, не начинает Большую Одесскую Операцию, не бомбит Англию.
<...>
Мы живём не в чистой физической действительности, а в описывающих её реальностях. В сюжетах, в мифах, в архетипах.
Адекватным восприятием для нас выступает такое описание действительности, которое не слишком конфликтует с нею самой. В этом смысле парадоксальным образом какой-нибудь отбитый солипсист, полагающий, что мир иллюзорен или вообще компьютерная Матрица - может быть большим реалистом, чем полный исторический материалист. Ибо солипсист всегда может сказать себе «ага, законы Матрицы теперь таковы - перепрограммировали, значит». А материалист, уверенный, что он-то точно владеет настоящим знанием о действительности, впадает в бешенство из-за того, что действительность проезжает по построенной им модели мироздания грубыми гусеничными траками, игнорируя все его прогнозы. И в итоге - поскольку признать «я впал в соблазн и иллюзию» невыносимо - он начинает наворачивать дополнительные сущности, объясняя себе и окружающим, что данная им в ощущениях действительность иллюзорна, чувства их обманывают, и на самом-то деле сокрытая настоящая правда соответствует его концепции.
Поэтому человек с комплексом Мордреда наплюёт со своей слоновой башни на любые факты, если они не покрыты приятной глазурью трактовки, питающей его соблазн.
К сказанному остаётся добавить одно соображение.
На комплексе Мордреда действительно можно хорошо подняться и немало заработать. Но единственный способ подняться на нём - это продавать его соответствующим мордредам, а не быть одним из них.
Можно продавать Запретную Историю Русов мамкиным викингам. Можно продавать Тайную Историю Башкир мамкиным батырам. Можно продавать деколонизаторство невротичным филологичкам нацреспублик, а Исторический Долг России - т. н. «соотечественникам-за-рубежом».
Но кто это у них покупает, тот поступает неправильно.
"Те, кто облечён властью, не услышат, не захотят, не сделают. От этого больно и обидно многажды", - горько
писали мне тут вчера, а на предложение действовать лично - отмахивались предсказуемым "вряд ли это поможет в данном конкретном случае".
Что же, продолжайте ныть, что Терран не вернул вам Украденное Наследство, пока мордорские пассионарии выходят на историческую арену и пишут историю Этой Страны собственными руками.
Только после не жалуйтесь, что новейшая действительность нашего Отечества выстроена не такой, как мечталось вам, а имеет однозначные признаки современной контркультуры. И что вас травят новым
мерилом успеха, умножающим на ноль вашу популяционную ценность.
Люди с низким порогом фрустрации - просто часть ландшафта под ногами тех, кто неистов и практикует сверхусилия.