ifc

(Ч236) Дельфийский оракул рассказывает о выстраивании границ

Apr 06, 2024 10:06



К вопросу о границах личности.

Некоторое время назад цитировал тут коллегу Мараховского, упоминавшего древних греков с их пониманием тимоса, т.е. чувства популяционной ценности, а позавчера коллега снова напомнил об оных греках. Причём - в ракурсе, показывающем, что человечество ещё много веков назад имело вполне ясное представление о том, что как выстраиваются личные границы.

Вот:

‎...Главная ‎и ‎великая ‎суперсила‏ ‎человека ‎состоит‏ ‎в ‎том,‏ ‎чтобы‏ ‎нуждаться‏ ‎в ‎других‏ ‎людях ‎- ‎и ‎хотеть‏ ‎создавать ‎реальность‏ ‎вместе‏ ‎с‏ ‎ними ‎(или ‎для ‎них, ‎или‏ ‎получать ‎их ‎реальность).

Поэтому‏ ‎человечество‏ ‎начинается ‎с‏ ‎языка, ‎инструмента ‎строительства ‎общей‏ ‎реальности. ‎И ‎поэтому,‏ ‎вероятно,‏ ‎в ‎главной‏ ‎мировой ‎религии‏ ‎Бог ‎не ‎только ‎сотворил ‎мир‏ ‎словом‏ ‎(вернее,‏ ‎Словом) ‎-‏ ‎но ‎ещё‏ ‎и ‎первым‏ ‎занятием‏ ‎первого ‎человека‏ ‎стала раздача ‎имён всему ‎живому.

Почему, ‎спрашивается, ‎в‏ ‎древней ‎книге‏ ‎Бог‏ ‎не‏ ‎роздал ‎имена ‎лично? ‎Мог‏ ‎ведь. ‎Но‏ ‎занятие ‎это‏ ‎было‏ ‎делегировано‏ ‎человеку, ‎чем, ‎собственно, ‎и ‎был ‎обозначен ‎его ‎царственный ‎статус:‏ ‎вот‏ ‎явилось ‎на ‎Земле ‎существо-соавтор.‏ ‎Не ‎абсолют‏ ‎идеи ‎и‏ ‎не‏ ‎физическая‏ ‎действительность, ‎а‏ ‎производитель ‎гибридной ‎реальности ‎описания, материальной‏ ‎и ‎духовной‏ ‎одновременно.

Замечу,‏ ‎что‏ ‎сразу ‎за ‎наименованием ‎фауны ‎в‏ ‎«Бытии» ‎следует ‎констатация,‏ ‎что‏ ‎Адаму ‎не‏ ‎нашлось ‎никого ‎в ‎помощь,‏ ‎из-за ‎чего ‎и‏ ‎появилась‏ ‎Ева. ‎Мы‏ ‎можем ‎прочесть‏ ‎это ‎как ‎констатацию ‎бессмысленности ‎языка,‏ ‎если‏ ‎у‏ ‎говорящего ‎нет‏ ‎слушающего.

Собственно, ‎по‏ ‎всему ‎поэтому‏ ‎мы,‏ ‎люди, ‎существа‏ ‎поголовно ‎волшебные ‎(а ‎также ‎магические‏ ‎и ‎чудесные).‏ ‎Мы‏ ‎вооружены‏ ‎словами ‎как ‎величайшим ‎инструментом‏ ‎- ‎дающим‏ ‎благо ‎и‏ ‎опасным‏ ‎одновременно,‏ ‎ибо ‎язык ‎творит ‎реальность.

Здесь ‎можно ‎снова ‎окунуться ‎в ‎мифическую‏ ‎древность‏ ‎(вспомним ‎способ, ‎которым ‎Бог‏ ‎свернул ‎проект‏ ‎Вавилонской ‎башни),‏ ‎но‏ ‎можно‏ ‎привести ‎пример‏ ‎в ‎чём-то ‎более ‎яркий.‏ ‎Я ‎про‏ ‎знаменитые‏ ‎Дельфийские‏ ‎максимы, ‎в ‎которых ‎дисциплине ‎языка‏ ‎отведено ‎почётное ‎место:

7. Услышав,‏ ‎пойми

35. Слушай‏ ‎всех

36. Не ‎говори‏ ‎лишнего

47. Обо ‎всех ‎говори ‎хорошо

70. Говори‏ ‎просто

82. Сдерживай ‎язык

83. Воздерживайся ‎от‏ ‎дерзости

88. Говори,‏ ‎когда ‎знаешь

97. Будь‏ ‎учтив

98. Отвечай ‎вовремя

103. Советуй‏ ‎своевременно

108. Храни ‎тайну

139. Никому ‎не ‎обещай.

Почти ‎десятая‏ ‎часть‏ ‎всех‏ ‎максим ‎напрямую‏ ‎посвящена ‎мастерству‏ ‎обращения ‎с‏ ‎языком‏ ‎(и ‎это‏ ‎я ‎не ‎включил ‎те, ‎что‏ ‎связаны ‎с‏ ‎ним‏ ‎как‏ ‎с ‎инструментом ‎- ‎тех‏ ‎вообще ‎большинство).

Мастерство же обращения с языком - это показатель качества личных границ, ибо формулировка любых наших мыслей - и есть границы. Если мы легко признаём, что чего-либо не знаем, если спокойно отвечаем на обвинения "это не так" вместо того, чтобы начинать оправдываться, а ещё говорим, что не согласны с оппонентом, но не пытаемся обратить его в нашу веру или хамить ему (как герой комикса в начале поста), ставя под сомнение его тимос - то с границами у нас явно всё в порядке.

Свежий же пост на тему практического человекостроения посвящён более детальному разбору процитированных выше дельфийских максим в контексте сознательного улучшения личных границ.

P.S. Традиционно напоминаю, что предыдущие посты о человекостроении на Sponsr, числом 235, доступны новоподписавшимся без всяких ограничений.

шаманские будни, ifc, мудрые цитаты

Previous post Next post
Up