Минутка кармы.
Сформировав вчера инспирированное
вот этим комментарием намерение написать сегодня о разнице в мотивах, определяющей внутреннее содержание внешне схожих поведенческих стереотипов, я и подумать не мог, что жизнь подкинет мне столь шикарный пример.
Но таки подкинула. Захожу домой, вернувшись из качалки, а жена мне:
- Ты ни за что не угадаешь, какую новость принёс недавно стартовавший год Дракона.
- ???
- Навальный* крякнул, тромб оторвался.
Пока жена рассказывала мне, что у местных фанатов Сисяна* (да, есть в нашем городе такие долбоклюи) - истерика и траур, я, слушая вполуха, думал: а ведь это же - именно о том, о чём я собираюсь написать завтра поутру.
И вот пишу.
Вчера один из комментаторов попытался сравнить участников разнообразных ОПГ с ранними христианами периода распада Римской империи на Византию и Гесперию (так звали западную часть империи, но это название вышло из обихода и забылось уже к VI веку н.э.). Мол, бандюки, как и легионеры-христиане, исповедуют принципы "никогда не выдавать своих, несмотря ни на что".
А я в ответ возразил, что, вопреки кажущемуся сходству названных образцов поведения, внутреннее содержание таковых - абсолютно разное. Христиане руководствовались любовью к единоверцам, уголовники - страхом за свою жизнь. Который IRL перешибается ещё большим страхом - например, страхом провести остаток дней за решёткой, когда тебя повязали на продаже веществ, из коего страха вытекает готовность сотрудничать с органами правопорядка.
Эталонный пример - Сальваторе "Биг Пусси" Бонпенсьеро из знаменитой
криминальной саги. Пытался торгануть наркотой, попался, согласился собирать компромат на "семью", которой клялся в верности, записывал разговоры на плёнку. Был раскрыт подельниками, застрелен и брошен в океан. Занавес.
Что общего с ранними христианами? Ничего. Никакой готовности пасть жертвой децимации или быть распятым на кресте упомянутый член италоамериканской ОПГ не показал. И таких примеров в "Семье Сопрано" - немало, чем сериал и хорош: напрочь разрушает романтизацию уголовного дискурса, пошедшую в массы со времён экранизации "Крёстного отца".
Почему современные нам бандюки, сколько бы они ни пыжились изображать себя шибко верующими, не похожи на ранних христиан?
Потому, что у прикладываемых ими усилий - другой адресат.
Вот что в
минувшем декабре писал по теме товарищ Мараховский.
...Наша жизнь (которую мы как бы любим и за которую благодарны) - на самом деле вовсе не сладкий бубалех. Более того: без принесения нами тех или иных жертв она оказывается довольно тусклым и бессобытийным процессом, а всякое яркое переживание на поверку оказывается непременно жертвоприношением (просто иногда мы жертвуем, грубо говоря, нарко-физиологическими экстазами ради детей, а иногда наоборот).
Поэтому всякая отдельная биография сегодня, как и тысячелетия назад, сводится к цепочке жертвоприношений.
Мы можем воображать, будто никаких жертв не приносим - но это не значит, что мы действительно их не приносим.
Актёр Мэттью Перри жил как цветочек, не оставив сирот и вдов - но был алкоголик, наркоман, потом снова алкоголик, потом снова наркоман и хронический депрессоид, утонувший в джакузи под терапевтическим антидепрессивным кетамином. Но любят его не за это, а за то, что Чандлер Бинг женился на Монике Геллер и сделал счастливой её и народил двоих детешек.
Актёр Перри был принесён в жертву Чандлеру, вселявшему надежды и мотивации в сердца миллионов людей. Но я бы не согласился поменяться с ним местами ни на один день (включая те дни, когда он встречался с аппетитной Дж. Робертс) - и получил за это неограниченный доступ к кетамину и джакузи.
По-моему, он прогадал.
Рискну заявить: тот, кому мы приносим жертвы, и то, какой контракт нам с ним заключён - определяют нас.
Если мы вообразим себе «христианство без Христа», то легко заметим, что в первом поколении это ещё может быть практикой, основанной на умозрительно достигнутом философском убеждении. Во втором - станет в лучшем случае привычкой, а в третьем просто развалится - ибо у усилий человека должен быть адресат, а с адресатом должно быть личное взаимодействие, завет, договор. Назовите как хотите.
Мимимишные наши современники обоего пола, практикующие умеренное обрядоверие, могут полагать, что не нуждаются в Христе, а нуждаются только в пасхальных яйцах, венчаниях-свадьбах-отпеваниях и диетических постах, если «ж**а что-то стала велика в зеркале, совместим приятное с полезным».
Но само их обрядоверие способно существовать только как вторичный продукт «первого христианства», упомянутого ув. (подписчиком) - с подвигами, покаяниями, святыми и очень-очень-очень присутствующим всюду Христом (Богом, создателем Вселенной, ставшим человеком и принесшим себя в жертву ради людей).
Ибо если удалить этот элемент - то на вопрос «зачем плодиться» или «зачем помогать слабым» убедительного ответа тупо не будет.
Вернее, будет - но умозрительный, в стиле «в наших коллективных интересах поддерживать популяционное разнообразие и поэтому (etc)». Хотел бы я посмотреть на людей, которых убеждают подобные измышления.
Выражусь максимально ясно: надёжные отношения человека с целями и ценностями не бывают умозрительными. Они всегда личные, всегда сверхрациональные, всегда собственные.
А теперь вернёмся к умершему в возрасте 47 лет фюреру тоталитарной секты ФБК** по кличке Сисян*.
Кто был адресатом многолетних усилий пациента?
Она сам, и более никто.
Сисян заботился лишь о себе, любил только себя и выстраивал отношения исключительно с собой, любимым (в ином случае его жена не имела бы столь радостного вида на мероприятии в Ойросоюзе, где узнала о смерти "благоверного"). То есть, был совершенно эгоцентричным, а значит - не отличался от уголовников подвида Биг Пусси и Тони Сопрано - примерно ничем, ибо все они остаются инфантилами, иначе давно завязали бы с криминалом.
А убили этого ошибшегося адресатом инфантила его же подельники, и более никто.
Ведь именно они постоянно строчили в соцсетях от его имени, имея пароли от учёток, за что Сисяну прилетало помещение в ШИЗО, ибо раз записи появляются - значит имело место нарушение режима содержания в ИК в виде нелегального выхода в тырнет.
Зачем убили - вполне ясно: чтобы он не мешал светлоликой жене тусоваться красиво (см. фото с Чичей*** и прочий подобный компромат).
Интересно, а рога у таких, как покойный, продолжают, подобно ногтям и волосам, расти даже после смерти? Впрочем, это так, к слову.
Неверный выбор адресата усилий никогда не проходит бесследно. Ведь человеческая душа имеет определённую ёмкость, т.е. - не может невозбранно обладать в текущей жизни большим объёмом благ, нежели заслужила по ранее сформированной этой душой карме. Избыток же благ - разрушает сначала душу, а затем - и тело.
Сисян*, проводивший в рамках борьбы с Режымом по 13 заграничных отпусков в год, пока другие чалились за него на нарах, получил совершенно закономерный исход. Который, конечно же, ничему не научит других искателей лёгких путей к успешному успеху, но зато весьма показателен для людей взрослых и понимающих, как устроены механизмы жизни.
Земля стекловатой.
P.S. Адресатом усилий всегда должен быть абстрактное, находящееся вне этой действительности.
* - внесён в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга
** - "Фонд борьбы с коррупцией", признан экстремистской организацией и ликвидирован по решению суда 09.06.2021 г.
*** - Евгений Чичваркин, внесён в список иноагентов Минюста РФ