К
вопросу о декабрьском залёте беспозвоночной мишпухи.
Вчера получил немало лулзов, читая реакции мордорских ватников на поступок известного нерумына, заявившего о передаче гонорара жертвам бандеровских атак на Белгород (см. скрин выше). Согласен с товарищами,
написавшими:
...Видать, не слабо хвост павлину прижали, раз такое сказать пришлось. В этой связи констатируем: удары по самому больному - по кошельку - для наших как бы деятелей как бы культуры весьма эффективны. Ну и у нас появилась слабая надежда, что эти самые как бы деятели уже начнут следить за тем, что они делают и говорят.
Что тут хотелось бы.
Тусовка в московском кабаке, насчёт которой в интернетах мелькали весьма занятные версии (
например) показала в очередной раз всё ту же личностную нищету, которую до этого много лет кряду демонстрировала часть отечественной ылиты. Я упоминал оную нищету ещё в 2016, когда
цитировал слова товарища Карманова об "элитных дебютантках" очередного боярского бала:
...Дебютантки не характеризуются увлечениями, профессией. Они характеризуются суммарным прайсом на мероприятие и "чьих будете". "Вот, гля, Пронькины-то свою за 250 кусков зелени выставили, а наша-то, чай, на 400 потянет".
Ровно то же самое касается и разожравшегося на бюджетных и госкорпоративных харчах кряклиата. Люди - давно вступили типа в зрелый возраст, но что они представляют собой вне сцен, кадров и фильтров соцсетей? Ни-че-го. Казалось бы, у вас такие финансовые возможности - значит и духовные должны быть соответствующими. Ну хотя бы в виде интересных хобби. Воспеватель дрэка Макаревич*, при всей моей неприязни к нему - тот и по рекам каким-то в джунглях сплавлялся, и кулинарией увлекался etc. Интересно жил, в общем. Если сравнивать, допустим, с тем же Киркоровым или Лолитой. А они? Что вы знаете о хобби нерумына? И я ничего. Хотя, казалось бы, раз он персона публичная - так будь оные интересные увлечения в наличии - давно бы уже раструбил о них повсеместно.
Не трубит. По той причине, что, с высокой вероятностью, никаких интересных увлечений нет. Даже банального, но при этом созидательного чего-то нет, вроде регулярных фото из качалки, которыми много лет радует своих поклонников Ефим Шифрин.
Отсюда и ответ на вопрос "зачем харчующемуся от бюджетного вымени кряклу выкладывать миллион рублей за билет на сомнительную вечеринку". Так пациенту просто нечем заняться, он вне сцены не представляет собой ничего интересного, именно как личность. Банальный кадавр из повести АБС, о котором профессор Выбегалло вещал, что духовные потребности, мол, автоматически последуют за полным удовлетворением материальных:
- ...Счастье данной модели будет неописуемым. Она не будет знать ни голода, ни жажды, ни зубной боли, ни личных неприятностей. Все её потребности будут мгновенно удовлетворяться по мере их возникновения.
- Простите, - вежливо сказал Эдик, - и все её потребности будут материальными?
- Ну разумеется! - вскричал Выбегалло. - Духовные потребности разовьются в соответствии! Я уже отмечал, что чем больше материальных потребностей, тем разнообразнее будут духовные потребности. Это будет исполин духа и корифей!
Чем занимаются отечественные "корифеи" - мы видели. А занимаются они этим во многом из-за того, что таковы некритично воспринятые ними представления о "нестандартности". То бишь, о том, как вести себя, чтобы "выделяться из толпы".
Тут уместно будет привести фрагмент
декабрьского текста товарища Мараховского по теме.
...XXI столетие, ув. друзья, является вторым томом к XX: мы едим с лопаты плоды двадцатого века и одновременно расхлёбываем заваренные им каши.
Так вот: берусь утверждать, что одной из самых горьких и токсичных каш, заваренных 1900-ми и докипевших сегодня, является каша по имени «девальвация стандартности».
Наши базовые установки - включая волю к одинаковости, за которую нам полагается первичное социальное одобрение и признание нашей популяционной ценности - никуда не делись.
Однако будучи достигнутой - эта одинаковость в современном технологичном мире ставит овладевшего ею индивида в незавидное социальное положение.
Если выражаться грубо и прямо, то за овладение «искусством быть как все» прилетает многовато проблем и маловато наград.
Во-первых, за массовый алгоритмический труд, придавленный автоматизацией, маловато платят: исключение пока составляют псевдошаманские специальности вроде IT, но вряд ли это сохранится так уж надолго. Во всяком случае, нам
отовсюду пишут, что айтишные зарплаты начали падать, что в передовых обществах они за год потеряли
порядка 9% (здесь занятно смотреть на то, как у нас это падение
объясняют СВО и отъездом лучших - а в западных странах наследием ковида и временными трудностями стартапов).
Во-вторых, массовый алгоритмический быт в состоянии полураспада (деконструкция семейственности, депопуляция, женская лирика на тему «нафига это всё, чтобы остаться разведёнкой с прицепом» и мужская лирика на тему «нафига это всё, чтобы тебя при разводе трахнули и отобрали нажитое» прилагаются).
В-третьих, массовый алгоритмический досуг носит всё больше черт постоянного упарывания (потребление колёс растёт, потребление веществ растёт, потребление электрических суперстимуляторов вида «игры и сгенерированные подружки» растёт) - и лично я жду, в соответствии с концепцией нищепанка, лишь усиления его виртуализации, как бы там ни пыталась КНР
ограничить е-упоротость юных поколений.
Обобщая - скажем, что быть как все сейчас значит сохранение всех традиционных минусов этой роли (именно типичный какулюдей - главный потерпевший от государственных и частных инициатив) и постепенное обесценивание плюсов (защищённости, чувства популяционной ценности, ощущения собственной правильности).
Наша массовая базовая психика реагирует так, как умеет - то есть привычно ищет выхода на имеющихся традиционных путях. Первый - попытаться быть лучше других, второй - попытаться быть другим.
Оба эти пути сложны и требуют жертв: первый - берёт плату сверхусилиями отличничества, второй - сверхусилиями отшельничества.
Наш массовый ув. современник, как совершенно справедливо отмечает (автор вопроса в адрес тов.Мараховского), не любит ни того, ни другого.
И здесь мы подходим к главному.
Фокус в том, что современность (вернее, эпоха нищепанка) предлагает нашему массовому ув. современнику жесточайшее искушение - имитационную нестандартность.
То есть поддельную чемпионскую сверхтипичность (в виде фильтров для фото и видео, пельменей на лицо и
BBL на южный полюс организма для девочек и статусные процветательные товары в кредит для мальчиков)
и
поддельную же шаманистую нестандартность (экстремистские половые девиации, размахивание своими биполярками и депрессиями, коммерческие субкультуры).
Коварство этой имитационной нестандартности заключается в том, что она не создаётся самим человеком, а приобретается им в готовом виде в рассрочку или по подписке и на деле является также неудержимо стандартной.
Эта нестандартность - не индивидуальна, а всего лишь персонализирована. И поэтому её приобретатель может пользоваться (в известных пределах) лишь социальным эффектом настоящей нестандартности, но не обладать ею самой.
Разница та же, что между колдуном, оседлавшим помело и переместившимся с балкона в Волгограде на пустырь в Волоколамске - и участником игры в квиддич, смешно прыгающим верхом на метле, но набирающим игровые очки в условном пространстве условного Хогвартса.
Игровой шаман никуда не летит - и поэтому ценность его отличия сгорает вместе с текущей модой или финтом сюжета его личной биографии. В итоге он неизменно оказывается в дурацком положении музыканта, у которого на шкурке всё ещё вытатуирован русской медведь с лозунгом «Непобедимая сила духа», но сам он уже типовой эмигрант, пытающийся свести концы с концами в Лос-Анджелесе среди тысяч одинаковых сбитых лётчиков из разных стран.
...В свете сказанного мы можем сформулировать ответ на вопрос «что не так с современной стандартизацией» следующим образом:
- Современная стандартизация плоха тем, что предлагаемые ею способы и быть как все, и отличаться - продаются дёшево, а не стоят вообще ничего.
И это в очередной раз проводит перед нашим интеллектуальным взором растущий пограничный ров между теми, кто принимает бесконечно разнообразные готовые блюда жизни - и теми, кто готовит себя сам.
Тех, кто готовит (в широком смысле этого термина) себе сам - лично я называю
неформалами. И это люди, которые не гонятся ни за какулюдейством, ни за имитацией нитаковости.
Ибо какулюдейство ведёт в "Мутабор", а нитаковость - в ряды уныло-одинаковых турбированных хомяков.
Впрочем, нет худа без добра. Гоняющиеся за тусовочным какулюдейством кадавры теперь получили шанс стать неформалами.
Как думаете, осилит такую эволюцию хоть один из пациентов?
* - включён в список иноагентов Минюста РФ