Культурное наследие СССР должно стать свободным

Sep 27, 2013 12:39

Наш эксперт - руководитель Центра новых информационных технологий Кемеровской государственной медицинской академии Сергей Владимирович Черно внес через РОИ замечательную инициативу: законодательного закрепить право граждан на свободный доступ к нематериальным результатам интеллектуальной деятельности, возникшим в период существования СССР.

Я и сам в свое время озвучивал эту идею, поэтому полностью поддерживаю коллегу. Во времена СССР единственным заказчиком в сфере культуры и плательщиком за результаты соответствующей деятельности было государство, то есть - мы. Соответственно, все, за что мы заплатили в свое время авторам, и принадлежать должно всем нам, а не каким-то шарашкам, присвоившим себе имущественные права на активы, на создание которых они не потратили ни одной своей копейки.

На практике, это должно означать буквально следующее: любой фильм, выпущенный за счет государственных средств (впрочем, не только во времена СССР, но и сейчас), должен автоматически становиться общественным достоянием, то есть любой (во всяком случае, любой гражданин стран - бывших республик СССР) должен иметь законное право бесплатно скачать его, записать на носитель, смотреть неограниченное число раз и т.п., а какие-то мутные шараги, ставящие на него свой «копирайт», должны идти под суд по статье «Присвоение».

Впрочем, это действительно большая и непростая тема, в которой вопросов пока больше, чем ответов. Например, фильмы, создание которых финансировалось из союзного бюджета, должны по этой логике быть свободно доступны не только россиянам, но и украинцам, казахам, латышам и далее со всеми остановками, коих в сумме - 15. А которые из республиканского - уже только россиянам или гражданам тех стран, которые. Ну, вы поняли идею, да?

А вот как быть с фильмами, вышедшими совместно с иностранными кинокомпаниями? Мало того, что права на них лишь частично принадлежали СССР, так ведь даже эту часть прав сейчас нельзя взять - и передать в общественное достояние, не нарушив законные права партнеров по съемкам.

Ну и не могу не упомянуть о любимом Министерстве жуликов и воров с Роспечаткой придачу и финансировании ими за наш счет производства уже современной кинопродукции. Ведь как интересно получается: жулики и воры выдают наши деньги своим подельникам на поддержку выпуска ими остроактуальных киноподелок, которые затем растворяются.

Про то, что деньги эти выдаются «своим», а не достойным того, и без меня писано немало. Про то, что в результате снимается в основном киношлак, который никто не смотрит и не берут ни на один уважающий себя фестиваль - тоже. Про то, что этот шлак потом рьяно охраняется от граждан, которые заплатили за его создание из своего кармана - и того тожее.

А вот про то, куда девается прибыль от проката тех редких фильмов, которые собрали кассу - ни гу-гу. Странно, правда: государство как инвестор вложилось в фильм, фильм принес прибыль, которая внезапно целиком оседает в кармане кинокомпании?

Впрочем, тема жуликов и воров, транжирящих и присваивающих со своими подельниками наши деньги, не является сейчас предметом рассмотрения...

законотворчество, лирика, копирасты

Previous post Next post
Up