Открытое государство

Oct 04, 2012 18:15

Оригинал взят у choojoy_pp в Открытое государство
На этих выходных довелось побывать в славном городе Воронеже на конференции OpenGovVrn-2012 с докладом «Лучшие практики электронной демократии в России и в мире».



Конференция на мой взгляд получилась хорошая. Главное, чтобы дальше было развитие в Воронеже. Городом, кстати, был также приятно удивлен, очень уютен.

Итак, суть доклада.

В данном докладе хочется раскрыть суть понятия «Открытое государство», показать, чем оно отличается от «электронного правительства», привести примеры сервисов «открытого государства», а также выделить базовые требования и принципы, без удовлетворения которым любые проекты не могут называться проектами «открытого государства».



Сначала приведу определения, некоторые из которых взяты из Википедии.

Электронная демократия - форма демократии, характеризующаяся использованием ИКТ как
основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений, голосования, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях - начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Краудсорсинг - решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

Открытое государство - доктрина государственного управления, которая поддерживает
право граждан на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием.

Информационная открытость - оперативная и регулярная публикация информации о
деятельности государственных органов, а также информации, находящейся в обработке государственными органами.

Стоит сразу отметить, чем отличается электронная демократия (eDemocracy) от электронного правительства (eGovernment), поскольку часто у многих можно заметить путаницу в этих понятиях:
"Электронная демократия» и «электронное правительство» - это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина." (Стивен Клифт)

В данном случае электронная демократия является синонимом открытого правительства.

Что может включать себя открытое государство
  • Свобода государственной информации
  • Открытые данные
  • Открытый диалог
  • Открытый бюджет
  • Открытый парламент
и другие, в основном, расположенные на стыке этих направлений.

Теперь расшифруем все эти понятия с приведенными примерами.

Свобода государственной информации

Под этими терминами понимается декларирование позиции государства в сторону открытости по отношению к несекретной государственной информации. А также базовые принципы работы в направлении обнародования государственной информации, как то возможность для граждан делать запросы на предоставление государственных данных, публикация открытых данных, лицензирование публичных данных и т.д.

Примерами подобных деклараций или доктрин могут служить:
Open Government Partnership
Ее неофициальный перевод 
Декларация открытого государства в Новой Зеландии
Декларация открытого государства Австралия 
Декларация информационной открытости (Пиратской партии России)

Общий смысл всех этих деклараций, если попытаться его выразить тезисно, заключается в следующем:
  • презумпция открытости (вся информация, которая не является какой-либо «тайной»: государственной, военной, коммерческой и т. д., должна и может быть доступной для граждан в случае запроса)
  • взаимодействие с гражданами (граждане могут запрашивать необходимые им государственные данные и получать их, в случае, если эти данные оказываются несекретными)
  • максимальное вовлечения граждан (для максимальной эффективности концепции Открытого государства необходимо обеспечить максимальное вовлечение всех заинтересованных граждан, а также обеспечить им удобный доступ к информации, в т.ч. в машиночитаемом виде)
  • публичные лицензии (государственная информация не может быть защищена копирайтом)

Без принятия подобной концепции/декларации в России невозможно строить «Открытое государство», поскольку именно она задает базовые принципы отношения государственных органов к информации об их деятельности или находящейся в обработке у них.

Открытые данные

Открытые данные - это машиночитаемые данные доступные для широкого круга лиц (общественности), пригодные к повторному автоматическому использованию и не имеющие лицензионных, технологических, правовых и иных ограничений на их использование.

В чем смысл?

Ежедневно государственные структуры собирают огромные массивы данных: от информации о дорожно-транспортных происшествий до бюджетных расходов, от экологической обстановки до реестров юридических лиц, торгующих овощами на территории района Тропарево-Никулино города Москвы. И все это делается на благо общественности, но при этом до самой общественности эта информация не доходит. Даже если эти данные доступны, то часто они публикуются в такой форме, что повторная обработка этих данных труднореализуема, не говоря уже об автоматической обработке.

В настоящее время по всему миру открытые данные используются для создания новых инновационных и часто гениальных решений многих социальных проблем. Переработка данных позволяют видеть закономерности и тенденции, которые не видны в сухих табличных данных. Открытые данные повышают экономический потенциал страны, открывая новые срезы для маркетинговых исследований. Стоит отметить, что использование открытых данных в Великобритании принесло в бюджет королевства по независимым оценкам более 6 миллиардов фунтов.

В связи с этим можно сделать вывод, что все государственные данные, не представляющие собой какую либо из “тайн” (государственную, военную, коммерческую) должны быть доступны для граждан и граждане могут использовать их так, как они сами посчитают нужным. Это же относится и к информации о деятельности государственных органов, которая помогает строить элементы гражданского контроля над государством.

Стоит заметить, что открытые данные должны быть обезличены и не должны нарушать неприкосновенность частной жизни граждан.

Примеры порталов с государственными открытыми данными
http://data.gov
http://data.gov.uk
http://www.dati.gov.it/
Эти порталы являются официальными государственными порталами открытых данных США, Великобритании и Италии.
В России же на данный момент ни один официальный портал с открытыми данными не запущен, хотя в некоторых регионах они находятся на стадии разработки.

Стоит отметить неофициальный портал открытых данных, созданный экспертом в области открытых данных Иваном Бегтиным: http://opengovdata.ru/

Некоторые особенности открытых данных
  • оценка эффективности. Часто чиновники, пытаясь оценить эффективность порталов с открытыми данными, опираются на количество посетителей самого портала, хотя правильно учитывать количество посетителей сайтов, предоставляющих переработанные данные, а также количество читателей статей дата-журналистов, созданных в результате публикации открытых данных.
  • Apps4country. Достаточно распространенной практикой в разных странах стал запуск конкурсов по созданию приложений, основанных на открытых данных и имеющих свой призовой фонд. Такие конкурсы бывают, как государственными, так и негосударственными, и призваны стимулировать создание приложений на основе открытых данных.Примером такого конкурса в России является конкурс: http://Apps4Russia.ru, который проходит под эгидой некоммерческого партнерства «Информационная Культура»
  • Форматы файлов. Как уже говорилось выше , форматы файлов, в которых распространяются открытые данные должны быть удобны для повторной автоматической обработки. Наиболее подходящие для этого форматы: JSON, XML, RDF.
  • Лицензии. Лицензии, под которыми распространяются открытые данные должны обеспечивать возможность свободного доступа к данным, их повторного использования и распространения.
  • CKAN . Для создания портала открытых данных необязательно написание какого-либо программного обеспечения. Существует свободный движок для подобных порталов - CKAN. Http://ckan.org. Кстати, портал открытых данных Великобритании функционирует именно на этом движке.

Подробнее об открытых данных можно почитать тут: http://opendatahandbook.org/ru/index.html или в блоге Ивана Бегтина.

Открытый диалог

В раздел открытый диалог входит крайне обширная часть элементов открытого государства.
Поэтому здесь скорее уместно привести примеры идей и проектов, нежели, чем стараться все описать.
Стоит сразу отметить, что подобные проекты не обязательно могут быть инициированы органами государственной власти, а могут быть разработаны гражданами. Для большей эффективности сервисов от государственных властей необходимо взаимодействие с администрацией ресурсов и пользователями.
  • общение граждан с властью по вопросам законодальных инициатив
Примером подобных сервисов могут служить системы петиций, системы обсуждения законопроектов. Из известных примеров можно привести следующие:

1. Петиции в США 
Небольшая презентация, что там внутри: http://choojoy-pp.livejournal.com/56319.html
Когда петиция набирает 5000 голосов, она попадает на рассмотрение в администрацию президента США.
Стоит заметить, что сейчас в России идет подготовка регламентных документов для отечественной системы петиций в соответствии с предвыборными обещаниями В. Путина.

2. Общественные консультации, например, по закону об образовании.
Каждый гражданин может зарегистрироваться и участвовать в обсуждениях, голосовать за комментарии, с которыми он согласен. Комментарии, набравшие большее число голосов, отображаются выше.
  • контроль со стороны граждан за исполнительной властью и подрядчиками
1. Портал управления городом в Москве 
Из описания портала:
«На портале размещена информация о работах по благоустройству дворовых территорий, капитальному ремонту в многоквартирных домах, включая ремонт подъездов, замену лифтового оборудования и прочие работы. Любой зарегистрированный пользователь может контролировать своевременность и качество проводимых работ.
….
Также на портале можно оставить комментарий по проблемам текущего содержания дворовых территорий, обеспечения льготными лекарственными средствами, законности размещения объектов нестационарной торговли, соблюдения специализации деятельности объектов потребительского рынка.»
  • помощь государству гражданским сообществом
1. Портал правительства Москвы http://doroga.mos.ru, РосЯма
Оба портала помогают в гражданском контроле за состоянием дорожного полотна. В случае портала правительства Москвы, граждане фиксируют проблемы, правительство заставляет подрядчика ремонтировать проблемные участки, а также выставляет штрафные санкции за выполненные с нарушением дорожные работы.
В случае РосЯмы, портал помогает гражданам составить заявление компетентным органам. В случае, если одни компетентные органы не реагируют на заявление, жалоба отправляется в другие, более влиятельные органы (прокуратуру).

Стоит отметить, что в случае подобного государственного сервиса необходимо учесть, что функции модерации комментариев и реакции на проблему должны быть разнесены между разными подразделениями, а еще лучше отданы на аутсорсинг независимым исполнителям.
  • детекция проблем гражданами
Ярким примером такого сервиса может быть ресурс http://streetjournal.org
Проблемы, которые позволяет решать данный сервис, самые разнообразные: начиная от тех же проблем с дорогами, заканчивая предложениями для более комфортной жизни для людей с ограниченными возможностями.
рейтингование чиновников, государственных органов, системы мониторинга общественного мнения

Открытый бюджет

Под открытым бюджетом понимаются любые сервисы, которые информируют граждан о бюджете, государственных расходах, контрактах, налоговых сборах, иных доходах и расходах бюджета. Кроме информирования сервисы могут обеспечивать граждан возможностями визуализировать бюджетные данные, принять участие в обсуждении бюджета, консультации с гражданами по вопросам формирования бюджета и бюджетных трат. Подобные проекты могут и должны быть как на федеральном уровне, так на региональном и на муниципальном.

Примеров подобных сервисов в России не так много.

Можно выделить следующие:

http://zakupki.gov.ru - сайт государственных закупок.
Бюджет города Москвы. Визуализация общих данных по бюджету города Москвы. Не хватает более глубокой детализации.
Примером зарубежных инициатив по открытому бюджету можно показать:
http://openspending.org - проект собирает по миру информацию о бюджетах и предоставляют визуализированную информацию для каждой страны
http://www.wheredoesmymoneygo.org - движок для простой визуализации бюджета по основным направлениям.

Стоит заметить, что в России, если еще возможно найти информацию по федеральному и региональным бюджетам, то по большинству муниципальных бюджетов в сети свободной информации не существует. С одной стороны здесь можно увидеть нежелание муниципальных властей открывать целостную картину своих расходов, с другой - самим гражданам информация о деятельности своего муниципалитета малоинтересна.

Открытый парламент

В последнее время набирают обороты инициативы по парламентской открытости. Примером подобных инициатив является Декларация парламентской открытости. Полностью с текстом декларации можно ознакомиться тут или тут.

Общий смысл этой концепции
  • Информация о деятельности парламента должна быть более открытой и прозрачной . Например, сейчас мы редко можем прочитать стенограммы заседаний, узнать, как голосовали избранники народа и т. д.
  • Информация о деятельности парламента должна быть легкодоступной для желающих с ней ознакомиться
  • Для успешного контроля граждан за парламентариями должно быть обеспечено максимальное вовлечение заинтересованных граждан.
  • Парламентская информация должна быть также представлена в формате открытых данных

Сюда же входит и необходимость проведения публичных консультаций по законопроектам, о которых было сказано в разделе про Открытый диалог.

Примером реализации подобного сервиса может служить портал Открытого парламента республики Сербия. Стоит отметить, что данный проект не является официальным государственным ресурсом.

Необходимые условия функционирования сервисов Открытого государства

Для того, чтобы подобные сервисы имели реальную пользу для российского общества, необходимо учитывать некоторые базовые принципы и правила, как при проектировании государственной программы открытого государства, так и при реализации сервисов. А именно:
  1. Отношение государства к несекретной информации. см. пункт «Свобода государственной информации». Это необходимо для того, чтобы не возникало спорных вопросов, стоит ли открывать ту или иную несекретную информацию для граждан, а точнее чтобы пресекались желания чиновников что-нибудь скрыть. Данная декларация должна иметь отношение ко всем государственным органам власти.
  2. Простые и понятные «правила игры», влияние на государство. Каждая инициатива, проект или сервис должен быть предсказуемым для граждан. Граждане должны понимать, что может и должно случиться в результате их действий. Только это может стать причиной большого количества осознанных участников. Отсутствие или нарушение «правил игры» будет только отталкивать от использования сервиса. Отсутствие реального результата от проявления активности будет также служить оттоку граждан.
  3. Вовлечение. Необходимо обеспечить максимально возможную рекламу реализуемого сервиса. Результат деятельности в направлении открытого государства напрямую зависит от количества вовлеченных граждан.
  4. Экспертные органы. Не стоит рассчитывать на успех, если к разработке и реализации концепции открытого государства привлечь только чиновников. К реализации концепции необходимо подключать экспертов, а также остальных членов гражданского сообщества, заинтересованного в реализации концепции. Причем это стоит делать, как при разработке концепции самого Открытого государства, так и при разработке и реализации сервисов и проведении организационных мероприятий.
  5. Критерии репрезентативности. Там, где это необходимо (например, системы петиций, публичных консультации или иного общественного участия), стоит уделить особое внимание критериям репрезентативности, с одной стороны, чтобы достижение необходимого результата было возможно для граждан, с другой, чтобы достижение подобного результата действительно было репрезентативным (например, исключить возможность лоббизма со стороны коммерческих или государственных структур).
  6. Информационная безопасность. Любые системы и сервисы Открытого госудраства должны сохранять неприкосновенность частной жизни, в т.ч. тайну голосования и переписки, при этом исключая фальсификации при проведении голосований, консультаций, опросов общественного мнения и т. д. Неприкосновенностью частной жизни чиновников можно пренебречь (частная жизнь гражданина должна быть максимально защищена, частная жизнь чиновника должна быть максимально открытой)


Previous post Next post
Up