Есть такой современный писатель - Эдуард Веркин.
Для меня он начался с книги "Друг-апрель", которая мрачная, но жизненная, и вызывает одно основное чувство: что мне и моим детям повезло. Повезло родиться не в глухой провинции, повезло с семьей (мало того, что не асоциальная, а вполне себе успешная в плане профессиональном и трепетная в плане отношений), повезло... Вообще повезло.
Переварив эту книгу, я взялась за "Облачный полк" - одну из самых пронзительных книг о войне, которую я читала.
Воодушевившись, взяла в библиотеке еще Веркина - "Кошки ходят поперек" и "Место снов". Первая не пошла вообще: много сленга, какой-то спотыкачий язык, да и тема не впечатлила. Отложила. Вторая книга занятно-наркоманская - про парня, который попал внутрь компьютерной игры, и каково ему там. Читала с мыслью: "Кто ты, о человече, и что ты куришь?.." Финал предсказуемый, язык неплохой, но в целом не тронуло.
Недавно с мыслью "чтобыпочитать" вспомнила, что стоит у меня еще один Веркин со страшным названием "Мертвец". Взяла, надо сказать, с осторожностью, помня, что книги у писателя разные. Но в этот раз получилось хорошо.
В процессе чтения вспоминала "Пока нормально" Г.Шмидта: младший подросток, странный мир, к которому плохо получается приспособиться... Вопросы дружбы, отношения с родителями, первая заинтересованность девочкой... Провинция, куда ж без нее. Только там - Америка, а тут - неближние окрестности Костромы. Узнаваемый юмор, весомый, как гиря, упавшая на ногу... Все - от лица подростка, с его раздвоенностью, когда подумал и почувствовал примерно вдвое больше, чем сказал и показал. И часто - совсем иначе, вплоть до наоборот. Очень точно показан внутренний мир. Вспоминала себя, конечно, и своих ровесников 12-15 лет. Да, так и было. В целом, пожалуй, оптимистичней, чем "Друг-апрель", но в чем-то и жестче. И здесь не просто описание жизни, нет - тут есть цель и интрига. И самые напряженные - последние несколько страниц. Когда выбор уже сделан,а конец еще не наступил...
Особенно тронули меня рассуждения о кино - вот прямо к моим собственным нынешним размышлениям. Ценно, что вложены эти размышления в уста подростка.
- Отрицательный финал банальней, - повторил Упырь. - Примерно в семидесяти процентах художественных произведений авторы избегают хеппи-энда. Эта тенденция чётко прослеживается примерно со второй половины восьмидесятых годов.
- Ты это сам придумал? - осведомился Вырвиглаз.
- Не, - честно признался Упырь, - в журнале прочитал. У меня память просто хорошая. Там пишется, что раньше в семидесятых-восьмидесятых был перекос в хеппи-энд, потом всем это уже надоело и стали снимать с плохими финалами. И увлеклись вроде как. На сегодняшний день считается почему-то, что плохой конец правдоподобнее, поэтому так и кино делают.
- Конечно, правдоподобнее! - Вырвиглаз снова плюнул. - Потому что жизнь такая! Потому что мир такой! И надо, чтобы в кино была правда! По-другому смотреть неинтересно.
<...>
- Если следовать твоей паршивой логике, то должно быть так. Мир - помойка. Значит, и в фильмах должна быть помойка. Значит, и в книжках должна быть помойка. Везде должна быть помойка - это ведь правда! А чего ж ты тогда ешь, а? Хлебушек ешь, яичницу ешь, картошечку кушаешь. Да и от курочки не откажешься, наверное, да? Как же так, а? Мир - дерьмо, а ты курочку? Мир - дерьмо, так и жри дерьмо!
"Жри дерьмо" Катька уже проорала.
- Жри! - Катька даже ногой топнула.
- Да пошла ты! - тоже заорал Вырвиглаз. - У нас что сегодня, вечер шибко умных?! Леденец, может, и ты что-нибудь такое скажешь? Умное?
Мне кино в общем-то понравилось. И я был согласен с Катькой. И даже с Упырём я тоже был согласен, меня тоже забодали все эти фильмы, где в конце все подыхают. Посмотришь такой, и тоже в ящик хочется. И правда - плохой конец гораздо скучнее, он сейчас действительно в моде, некоторое кино уже с двадцатой минуты смотреть неинтересно - уже сразу по роже главного героя видно, что в конце его сбросят со скалы. Не, что главный герой всех победит, тоже видно, но те фильмы, где каждому достаётся по гробу, никогда не хочется пересматривать.
Думаю, какой фильм с моими ребятами "гостиничными" посмотреть под занавес - чтобы с хорошим концом, от которого жить хочется. А Веркина, вдохновленная, взяла следующую книгу. Прочитаю - напишу :)