Ответы на вопросы Нетворкинг-пати.
Здравствуйте, я Катя, тоже рисую и тоже из Киева, но сейчас (с октября) учусь в Германии на учительницу (вот выбрала же на кого за рубежом учится, да?..).Я бы попросила у вас совета по поводу языка.
Немецкий знаю хорошо, высше среднего, все лекции понимаю. И писать экзамены тоже достаточно легко.
А вот с устным - проблема. Я стеснительная, интроверт и всегда предпочитаю промолчать, даже на родном языке, не говоря об иностранном. А научиться говорить можно только если говоришь, правда?
В общем мой вопрос: как научиться говорить?...
Картина, знакомая до мелочей.
Это правда: пока не заговоришь, не научишься.
Что надо сделать:
1) Найти людей или хобби-группу, в которой вам будет интересно говорить. Если мотивация слишком абстрактна (когда еще тот устный экзамен), ее для мозга нет:(. Когда мне надо было пообщаться с приятным танцором, я вдруг затрещала, как сорока%).
2) Заготовить, чтобы не подыскивать на ходу:
а) фразы для начала и поддержания разговора (их можно подыскивать в фильмах, а можно ходить с блокнотом и делать пометки во время обычной жизни);
б) предложения с союзами типа je... desto... и под. связками, где грамматика занимает больше места, чем упоминаемые предметы (это, кстати, способ писать более длинные сочинения:)).
3) Идя на семинар или практическое занятие, брать с собой блокнотик. В нем ставить себе плюсы (и хвалите себя!) за каждую свою реплику. На неформальных встречах просто пальцы загибайте. Когда число реплик перевалит за 20, вам как раз надоест их подсчитывать;). Но дело уже будет сделано;).
Странно и страшно?
Подумайте, вам важнее ваша стеснительность или результат? Будут удивляться и спрашивать? А ведь это именно то, что вы хотели в самом начале, - больше поводов для общения. Можно рассказать, как вам сложно, но вы осознаете важность, вам нравится звучание немецкого и хотели бы говорить лучше (небольшая лесть никогда никому не вредила;)), что вы ищете разные пути разговорить себя, вот как этот эксперимент, может, вы меня поддержите, подергаете иногда?
Немцы более закрытые, чем славяне. Но они очень уважают саморазвитие и дисциплину. Работайте с этими их качествами.
4) Все новые слова и выражения примерять на собственную жизнь. Запоминать не абстрактные фразы, а связывать их с собой, хорошо представляя ситуацию, как вы знакомому, совершенно конткретному немцу на повышенных тонах говорите, что, например, терпеть не можете этот Dill, потому что ваша бабушка... и т.п.:)
5) Есть еще НЛП-шный прием - отзеркаливание фразы собеседника: повторить часть его слов, немножко перефразировать. Это позволяет поддерживать даже очень долгие разговоры (а лично мне создает имидж, что я могу свобоодно общаться на немецком, английском, испанском, польском и даже чуток на итальянском, хотя реальный их уровень, кроме немецкого, от А2 до "стояла рядом с переводчиком"%).
6) Пользуйтесь правилом: новый навык надо сначала отрабатывать в безопасных условиях по неважному поводу. Потом постепенно увеличивать "естественность" условий и важность повода. Ни один фигурист не включит в соревновательную программу элемент, который у него получился в первый раз вчера;).
Важно:
Понять, что у вас процесс - вы учите себя (одна из сложнейших для педагога задач!) нелюбимому, некомфортному, но очень нужному делу. Разделите внутри себя преподавателя и ученика. Берегите и уважайте ученика в себе, хвалите себя.
Хвалите себя вдвойне, если придумаете какой-нибудь "обманный прием" для себя - это еще и повышение квалификации вас как будущего преподавателя;)