Трансформация значения венчания в Русской Православной Церкви.
Автор статьи: Сергей Федоров, магистр богословия
https://m.vk.com/@aletheia-transformaciya-znacheniya-venchaniya-v-russkoi-pravoslavnoi Если спросить православных людей в России, зачем нужно венчание, в большинстве случаев мы услышим, что-то про испрашивание благословения Божия на уже существующий брак. Венчание в наши дни стало необязательным приложением к браку, которое, по сути, воспринимается как «духовный бонус» сверху. Некоторые даже считают, что венчаться нужно только после достаточного сожительства, когда отношения будут проверены временем. Такому отношению к венчанию поспособствовала не только советская безбожная власть, но и священноначалие Русской Церкви, которое с 1998 года официально признает гражданские браки своих чад в качестве законных, хотя и не совсем полноценных, как венчанные. В основании этой позиции лежит представление о том, что именно государство, а не Церковь имеет власть над браками христиан. В данной статье мы хотели бы рассмотреть происхождение этого представления и показать его противоречие Преданию Церкви.
Краткая история практики заключения браков в Церкви (с древности до первой половины XX века)
Согласно православному вероучению, брак является одним из семи Таинств, установленных Господом Иисусом Христом[1]. Хотя обрядовая сторона заключения христианского брака менялась в истории, само учение о нем, как о Таинстве, а также требование обязательного участия Церкви в его заключении, ясно показывает, что христианская Церковь с самого начала считала, что в ее компетенции находятся вопросы, связанные с браками христиан[2].
Христианские авторы I-II века ничего не сообщают о том, что именно совершалось при вступлении христиан в брак. Можно предположить, что христиане, в целом, справляли свадьбы согласно обычаям окружавшего их общества. Однако уже св. Игнатий Антиохийский (II в.) говорит о необходимости получения церковного благословения, желающими вступить в брак: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» (Послание к Поликарпу, 5). Указания на участие в церковном обряде здесь еще нет. Браки, не объявленные церковной общине, по свидетельству Тертуллиана, приравнивались в Церкви к блуду и прелюбодеянию. Известны его слова: «Откуда взять сил, чтобы описать счастье того брака, который соединяет Церковь, утверждает приношение, запечатлевает благословение, ангелы свидетельствуют, Отец утверждает? Известно, что дети Божии не женятся без согласия отца своего» (Послание к жене, II, 9).
К V веку на Востоке совершение венчания (как народного свадебного обычая) при вступлении христиан в брак стало обычным явлением. На Западе в это время аналогом венчания был обряд velatio (заключающийся в возложении на голову особого плата). В дальнейшем развитие чина церковного благословения брака на Западе происходило иначе, чем на Востоке, и венчание не стало основным его обрядом.
Вероятно, сначала венчание вошло как обязательная часть в церковное чинопоследование только при бракосочетании византийских императоров и высокопоставленных чиновников. С V века в Церкви уже, несомненно, существовало особое церковное чинопоследование брака, которое еще не признавалось обязательным для всех верных. К IX веку чинопоследование благословения брака, включающее обряд венчания, в Византии уже было широко распространено и, вероятно, совершалось над всеми желающими. 89-й новеллой императора Льва Мудрого (IX в.) церковное благословение брака было объявлено обязательным для всех граждан империи. С XI века эта норма была распространена и на рабов. Император Андроник II Палеолог (1282-1328) и свт. Афанасий Константинопольский (1289-1293; 1303-1309) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника[3]. Здесь следует заметить, что «если необходимость церковного благословения брака гражданскими законами греко-римского государства была признана - сравнительно говоря - поздно, именно впервые только в IX веке, то это отнюдь не значит, чтобы только с этого времени браки стали совершаться с благословения церкви, а до этого времени заключение браков рассматривалось как чисто гражданское дело. Пока церковное венчание не было признано государственными законами исключительной формой заключения брака, до этих пор в греко-римском государстве мы видим только, что в брачном деле и церковная и гражданская власть - каждая имела свое особенное участие, каждая шла своим собственным путем, - государство констатировало брак посредством своего акта, церковь, независимо от того, санкционировала его посредством своего благословения. Но при этом государство действовало так не в силу какого-нибудь положительного принципа, не потому, что считало брак своим учреждением. После того как христианство было признано господствующею религией в греко-римском государстве, мы не видим никакой конкуренции между государственною и церковною властью относительно прав на бракозаключение. Напротив, с течением времени государство само без всякой борьбы, уступило церкви исключительное право на заключение брака и если оно некоторое время удерживало за собою свое прежнее право, то, без сомнения, потому только, что общество не могло сразу отрешиться от прежнего строя своей жизни, сразу и всецело проникнуться новыми христианскими элементами. Христианство по самому существу своему не нуждалось в насильственном введении к жизнь человеческую всех его институтов: поэтому нужно было время, чтобы старые формы жизни, как и старое мировоззрение, на котором они держались, сами собою без всякого насилия уступили место новым христианским формам, воплощавшим новые идеи и новый дух. И когда самим ходом вещей государственные греко-римские закон и практика в деле брачном потеряли свою силу, тогда и явилось гражданское узаконение церковной формы заключения брака. Для церкви, для истинно-христианского общества это узаконение не представляло собою ничего нового, - в обычае церковное благословение брака, как форма заключения его, существовало в христианском обществе с самых древнейших времен: государственное узаконение церковной формы заключения брака, появившееся впервые при Льве философе, только утверждало силу старого обычая и утверждало потому, что назрело для этого время, что "дела пришли в лучшее и священнейшее положение", как выразил сам законодатель, узаконивший впервые необходимость церковного венчания брака»[4].
Важно отметить, что хотя чин церковного венчания стал признаваться обязательным для граждан империи только в Средневековье, а в раннехристианский период его не существовало в принципе, обязательное участие священнослужителей в заключении браков православных христиан (по крайней мере, в форме церковного одобрения) существовало в Церкви с самого начала. Священник Михаил Желтов пишет: «До IV века особого чинопоследования брака в Церкви еще не было; достаточным для освящения брачной жизни христиан было постоянное участие их в Евхаристии. Христиане совершали брачную церемонию в соответствии с античными обычаями, но перед тем испрашивали у епископа его согласие»[5]. Таким образом, брак христиан, заключенный с согласия епископа, признавался Таинством даже без совершения особого чинопоследования.
Закон об обязательном венчании браков православных христиан перешел из Византии на Русь. Древнерусские памятники канонического права во всем своем многообразии свидетельствуют, что с началом христианизации Руси русские святители насаждали в сознании духовенства, знати и народа, что единственным законным супружеством может быть только брак, венчанный в Церкви[6].
Так уже свт. Иоанн II Киевский († 1089) в своих канонических ответах всех, кто «без благословенья счетаются», требует признавать «чужим быть нашей веры, отвержены соборной церкви». Кроме того, искореняя мнение, что венчание в Церкви только для бояр и князей, а не для простого народа, святитель дает следующее указание: «Иже кроме божественной церкви и кроме благословения творят свадьбу, таинопоимание наречется (т.е. по греко-римскому праву незаконный брак): иже тако поимаются, якоже блудником епитимию дать».
Свт. Иоанн Новгородский (в монашестве Илия) в своем поучении 1166 года велит священникам тех, кто из их паствы живет беззаконным браком, понуждать венчаться, но между тем и накладывать епитимию «занеже не по закону Божьему сочеталася».
В этом же духе наставляет свт. Максим, митрополит Киевский и всея Руси (1283-1305): «Пишу же и се вам, детям моим, и да все чада мои, порожденные в купели новосвященной. Да держите жены от святой соборной и апостольской церкви, занеже жена спасения ради человеческого бысть. Аще же их держите в блуд, без благословения церковного, то что ти в помощь есть? Но молись им и нуди их, аще и старые суть и младые, да венчаются в церкви».
Примечателен ответ на вопрос, как поступать со вступившим в третий брак, свт. Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1389-1406), который тот дает некоему игумену Афанасию. Святитель таковых настаивает венчать: «Сим заповедуем венчаться, а не блудом житие свое растлевать... Аще ли же венчаться не восхотят, таковых благословию не сподобить, ниже просфоры от них или свечи в церковь не приимать, дóндеже венчаются, или разлучатся».
О необходимости наказывать нежелающих венчаться в Церкви писал в своих посланиях свт. Фотий, митрополит Киевский и всея Руси (1408-1431). Так он велит налагать на живущих с женами «без благословения поповского» епитимию «как блуднику», «и приводить их к православию: со благословлением бы поимались с женами. А не со благословлением восхотят жить, ино их разлучать». Тех же, которые упорствуют в своем нежелании венчаться, святитель Фотий уподобляет «разрушителям и ругателям закона Божьего», подлежащих гражданскому и духовному наказанию, «яко душегублены суще». Священникам же велит таковых «от церкви удалять, и доры не давать, ни Богородичного хлеба, ни святого причастия, дóндеже с покаянием и со слезами законным браком совокупятся».
Свт. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1448-1461), также уподоблял жизнь христиан «с женами незаконно в невенчании», делом «Богу сопротивным и ненавистным», ведущим «к крестьянской погибели». Эти и другие примеры показывают, как строго относились русские святители к вопросу о необходимости церковного венчания. Примечательно, что в это время в народе по-прежнему играли свадьбы по-своему, независимо от церковного благословения (что порицалось церковными властями), как это происходит и сегодня.
В синодальный период (XVIII-начало XX века) все вопросы брачного права православных христиан решались Церковью, и заключить законный брак, признаваемый государством, было невозможно без венчания. Такая ситуация продолжалась до 1917 года, пока советская власть не присвоила себе право свободного заключения и расторжения браков всех граждан, независимо от Церкви.
Происхождение теории заключения браков государством и ее влияние на богословие Русской Православной Церкви
Теория, согласно которой именно государству принадлежит исключительное право заключать браки, имеет протестантское происхождение. Впервые ее высказал Мартин Лютер. Н. Н. Страхов пишет: «Провозгласивши основным принципом реформации - принцип нравственной и религиозной свободы, Лютер естественным образом пришел отсюда к положению, что в деле брака главная сила должна принадлежать личной воле или взаимному согласию брачующихся (mutuus consensus). Это взаимное согласие, по взгляду Лютера, собственно и основывает брак. Если при этом каждый отдельный брак для того, чтобы он мог считаться действительным, необходимо нуждается в одобрении и утверждении со стороны общественной власти, то право этого одобрения и утверждения Лютер всецело передает в руки государства. Точно также государственной же власти Лютер всецело приписывает и право по своим законам и установлениям расторгать брак. Сакраментальный характер брака, какой получил он в христианстве, Лютер совсем отрицает. За церковным венчанием он не признает значения акта заключения брака, но смотрит на него только как на акт освящения и благословения именем Бога и Его церкви уже состоявшегося брака»[7]. Следует обратить особое внимание на выделенные слова, поскольку именно это представление о браке сегодня является официальной позицией Русской Православной Церкви: «Долг пастырей - напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии» (документ «Об участии верных в Евхаристии»).
Узаконение обязательного гражданского брака в европейских государствах стало результатом сложных политических процессов, борьбы светской власти с Римо-католической Церковью и распространения протестантизма, подчинившего себя государственной власти. Примечательно и участие французских идеологов эпохи Просвещения в развитии теории независимости брачного права от Церкви. «Старые права церкви признавались уже отжившими свой век. Но римская церковь старалась все-таки твердо отстаивать их и ничего не хотела уступить из того, что ей доселе принадлежало. Когда государство противопоставляло ей свои требования относительно брака, она ничего не хотела принимать из них. Тогда приверженцы государственной власти стали настаивать на том, чтобы вообще церковному венчанию противопоставить гражданское заключение брака, чтобы, таким образом, совершенно очистить государство от церковного элемента. Сделать это было, конечно, нелегко, потому что, по учению католической церкви, брак признавался таинством и, как таинство, он несомненно должен подлежать ведению церкви. Но в этом затруднении на помощь государственной власти во Франции скоро явилась теория, которая разделяла в браке две стороны: собственно таинство, это - благословение священника, и простой договор (contractus), или взаимное согласие брачующихся. Практическое следствие этой теории ясно: как таинство, брак должен принадлежать церкви, а как договорное отношение - государству. Такое учение мы встречаем у энциклопедистов и других писателей, подготовлявших революцию. Гражданской власти Франции эта доктрина пришлась как нельзя более кстати, и эта власть всеми силами старалась поддерживать её, так что, когда напр. один католический богослов осмелился отстаивать несогласное с этим воззрение на брак, то он был вызван пред суд парламента и его учение было признано дерзостью. Гражданская власть действительно и воспользовалась указанным воззрением на брак для возможно большего подчинения брачных дел своей юрисдикции. Духовенство протестовало против этого, но гражданская власть делала свое дело: она пропагандировала, что брак принадлежит ведению государства и таким образом приучала народ игнорировать религиозный характер брака»[8]. Точно такой же логики придерживается священноначалие Русской Церкви, допуская к причастию «православных христиан, состоящих в зарегистрированном браке, не освященном таинством» (документ «О канонических аспектах церковного брака»). Однако с этим решительно не согласились бы авторитетные пастыри Синодального периода, которые застали появление гражданских браков в Европе.
Епископ Никодим (Милаш) писал: «Кроме этого церковного венчания брака, Православная Церковь не считает законною никакую другую форму брака, хотя бы при ней были соблюдены все предварительные условия и отсутствовали бы все препятствия. Поэтому она не признает никакого церковно-юридического значения за так называемым гражданским браком, введенным в некоторых странах государственным законодательством»[9]. Свт. Сильвестр (Малеванский) высказывался подобным образом: «Церковь же Восточная, никогда не знавшая и доселе не знающая других браков, кроме заключаемых с ее ведома и совершаемых ею через Богоустановленное для сего таинство, не может не смотреть со скорбью на появление в христианских обществах, так называемых, гражданских браков, а, вместе с тем, не может не посетовать и о тех, со стороны Западной Церкви представленных поводах, которые послужили к возникновению сего, столь прискорбного, антицерковного явления»[10].
В России введение гражданского брака активно обсуждалось в конце XIX-начале XX века. За государственное признание гражданского брака наряду с браком церковным решительно высказывался известный юрист, основоположник науки церковного права в России, доктор канонического права проф. Н. С. Суворов, написавший монографию «Гражданский брак». Как пишет Е. В. Белякова, «очень немногие разделяли позицию Н.С. Суворова, считавшего вполне возможным сосуществование двух форм брака: гражданского и церковного»[11]. Канонист проф. Н. А. Заозерский писал, что гражданский брак «всегда ниже церковного брака», но «может быть оправдываем социально-политическими причинами»[12].
После декрета советской власти о гражданском браке (от 18 декабря 1917 года) и объявления единственным законным способом заключения брака регистрацию в государственных органах, данный вопрос обсуждался на Поместном соборе 1917-1918 гг. В ответ на это Поместный собор издал определение, где в частности говорилось: «Запись брачующихся в гражданских учреждениях не может заменить церковного браковенчания, как святого Таинства, освящающего и укрепляющего супружеский союз мужа и жены благодатною силою. Поэтому брачные сожития на основании одной только записи в гражданские книги, или так называемые гражданские браки, непременно должны быть освящаемы церковным венчанием. Церковное же венчание возможно лишь в том случае, если к совершению брака нет канонических препятствий»[13]. 4 пункт определения предусматривал передать этот вопрос для подробной разработки в соборный Отдел о церковном суде. В отделе велись дискуссии, в итоге в проекте Устава о церковных наказаниях было решено, что гражданский брак без венчания - это блуд, если к браку были канонические препятствия (таковых предлагалось отлучать от причастия до покаяния, а после прекращения сожительства - еще на 3 года), а если препятствий не было, то это просто нарушение церковной дисциплины, но не блуд (таковых предлагалось отлучать от причастия до покаяния и венчания)[14]. Проект Устава так и не был соборно утвержден и не имеет силы закона в Русской Церкви.
Святые и другие авторитетные пастыри советского периода (в том числе бывшие в эмиграции) однозначно осуждали вступление в гражданский брак без венчания, как блудное сожительство.
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) пишет: «Мне пришлось слышать такой печальный факт: один интеллигентный человек, православный по крещению и воспитанию, юрист, когда его спросили: в какой церкви венчалась ваша дочь? - ответил удивленно: «Что вы? Это теперь не принято, моя дочь венчалась гражданским браком!.. И не хочет понять этот неверующий отец, что юную свою дочь, тоже христианку по крещению, он толкнул на сожитие, но не на брак, потому что по учению Церкви Божией невенчанный церковным браком и живущий плотской жизнью квалифицируется как блудник... Конечно, если ты не христианин, для тебя не обязательны христианские законы и ты живешь, как сам знаешь... Но если ты христианин, то всю свою жизнь ты должен строить по нормам христианским, которые для тебя обязательны, и отказаться от коих ты не должен, даже если угрожает тебе самая смерть»[15].
Свт. Иоанн Шанхайский: «В странах, где гражданские законы допускают регистрацию браков и не требуют обязательного церковного брака, все более частым делается вступление в сожительство без церковного венчания, а также и прекращение семейных отношений через гражданский развод, хотя бы брак был повенчан в Церкви. При том забывается, что греховность дела не уменьшится от того, что ему придали более благопристойное название и что всякое сожительство, не освященное церковным венчанием является блудом или прелюбодеянием»[16].
Свт. Лука Крымский: «Регистрация браков в ЗАГСе имеет только юридическое значение и ни в малейшей мере не может заменить Таинство брака. В каждом случае сожительства без венчания брака священник должен расспросом сожительствующих выяснить, почему они игнорируют Таинство брака, и если окажется, что это только легкомысленное отношение к весьма важному церковному закону, то священник должен серьезно разъяснить сожительствующим вне бракатяжесть их греха и отлучить от причащения Святых Тайн до покаяния в грехе и исправления его. Однако, если сожительствующие вне брака представят какие-либо весьма серьезные причины затрудняющие для них церковное венчание, то дело должно быть доложено мне на мое рассмотрение и решение»[17].
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Есть грехи и явного блуда: если кто из приносящих покаяние живет в брачном союзе, не освященном Таинством Церкви, кайтесь с горькими слезами покаяния, ибо вы проводите жизнь в блуде! Просите Господа освятить ваш брачный союз Таинством Церкви, в каком бы возрасте вы ни были»[18].
Архиепископ Аверкий (Таушев): «Для православных христиан законным является только брак, заключенный в церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием, за которое они подлежат, по канонам, отлучению от причащения Св. Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха»[19].
В Определении Священного Синода от 28-29 декабря 1998 г. «Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить» впервые дается ясное указание церковной власти на приемлемость гражданского брака без венчания: «Напомнить пастырям о том, что Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку» (п.6). Данный пункт цитируется в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским собором 2000 года (Х.2). В документе «Об участии верных в Евхаристии», утвержденном Архиерейским собором 2016 года, практика допущения к причастию невенчанных пар православных христиан признана проявлением снисхождения для облегчения «возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак» (п. V). В документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом Архиерейским собором 2017 года запрещение отлучать от причастия православных христиан, живущих без венчания, дается уже без всяких оговорок (п. II).
Практика других Поместных Церквей в отношении заключения браков
В других Поместных Православных Церквах сохраняется традиционное православное учение о том, что именно Церковь заключает браки православных христиан. Это подтвердил Критский собор (2016) в документе «Таинство Брака и препятствия к нему». Среди прочего, там сказано: «Гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность таинства брака и связанного с ним благословения»[20]. Данный документ был подписан представителями 10-ти Церквей-участниц собора. Подобные постановления можно найти и в отдельных решениях местной церковной власти.
Греческая Православная Церковь: «Заключающие гражданский брак православные сами ставят себя вне Церкви, так как сознательно и публично отклоняют одно из основных предписаний Веры» (Постановление иерархов Православной Церкви Эллады от 20 января 1982 г.)[21]. Следует уточнить, что в Греции церковный брак признается государством, поэтому здесь речь идет о намеренном пренебрежении венчанием, когда люди предпочитают ему светскую церемонию.
Православная Церковь в Америке: «Православные христиане должны сочетаться браком при посредстве православного священника в Православной Церкви. Православный христианин, вступающий в брак вне Православной Церкви, то есть в какой-либо другой церкви или посредством гражданской церемонии, теряет свое членство в Церкви и больше не может принимать Святое Причастие. Руководящим принципом для православного пастыря является призыв соединить всю [свою] жизнь с Церковью. Что касается супружеских отношений, то главный вопрос заключается не в том, что является “действительным” или “недействительным”, а в том, что было предложено и освящено в жизни Церкви; не в том, что законно и удобно в этом мире, а в том, что было освящено для совершенства в мире грядущем. “Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Галатам 3:28). Православный христианин, который исключает свой брак из этого благодатного союза со Христом в Церкви, безусловно, исключает себя из общения с Церковью. Пастырь должен посоветоваться со своим епархиальным епископом, прежде чем предпринимать какие-либо окончательные действия, в ситуациях, связанных с православными супругами, состоящими в браке вне Православной Церкви»[22].
Антиохийская Православная Церковь: «Церковь с болью смотрит на это и на другие явления, такие как отказ от церковного брака в пользу только гражданского брака или сожительства без брака, а также на появление так называемых «новых стилей» супружеской жизни, как браки гомосексуалистов и их обращение к различным средствам с тем, чтобы иметь детей»[23].
Заключение
- С древнейших времен в Церкви Христовой содержится учение об ее исключительной власти над браками своих чад. Только браки, заключаемые с ее благословения, могли считаться законными и одновременно сакраментальными. Никогда Церковь не ставила в зависимость действительность и законность христианского брака от его государственного признания со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.
- Со Средневековья таким обязательным условием заключения брака является чинопоследование обручения и венчания жениха и невесты священником в церкви. В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» в вопросе о Таинстве Брака говорится: «Почтенный Брак… бывает, во-первых, по взаимному согласию мужа и жены, если нет никакого законного препятствия. Однако, этого согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно» (Евр. 13:4)» (Ч.1, вопрос 115, перевод наш). Такое учение и сохраняется в официальных постановлениях и практике Поместных Православных Церквей, кроме Русской.
- Представление о разделении в браке гражданского договора и церковного благословения - изобретение протестантов и идеологов эпохи Просвещения. Оно не имеет отношения к православному Преданию и должно быть отвергнуто. Его усвоение православными христианами привело к отвержению обязательности церковного венчания, непониманию его значения и низведению его до желательного, но необязательного приложения к браку. Именно представитель Церкви, а не светский чиновник выясняет канонические препятствия к браку. В современном представлении о венчании можно встретиться с абсурдными утверждениями о том, что якобы некоторые канонические препятствия делают невозможным венчание, но, в то же время, не мешают признавать брак законным, раз он был заключен государством (например, в случае с браками православных христиан и иноверцев). Вся эта путаница - результат рецепции протестантского подхода к браку в Русской Церкви.
- Само чинопоследование церковного обручения вступает в противоречие с представлением о том, что государство заключает браки верующих. В нем присутствует обмен кольцами и вопрос жениху и невесте об их свободном намерении взять в жены/мужья свою избранницу/избранника (независимо от того, что тоже самое перед этим имело место в ЗАГСе). Это не формальность, а демонстрация того, что именно Церковь заключает брак своих чад, который является Таинством, а не просто договором, который можно расторгнуть при желании.
- Практику предварительной государственной регистрации браков православными христианами следует признать допустимой в современной ситуации, однако такую пару нельзя считать законными супругами до их венчания в церкви, кроме тех случаев, когда они зарегистрировали свой брак до крещения хотя бы одного из супругов.
------------------------------------------------
[1] См.: Исповедание православной веры Восточной Церкви, принятое Иерусалимским собором 1672 года, определение 15 (перевод П. Пашкова и С. Федорова). URL:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ispovedanie-pravoslavnoj-very-vostochnoj-tserkvi-prinjatoe-ierusalimskim-soborom-1672-goda/#0_16 [2] Как пишет исследователь Н. Н. Страхов, «в чем состояла форма церковного заключения брака в самые первые времена христианства, мы об этом не имеем подробных и точных сведений, но что брак заключался именно при содействии церкви, что христианская церковь, признавая брак таинством, с самого начала стремилась поставить его под свое освящающее влияние, всегда считая заключение его своим делом, т. е. таким, которое должно совершаться не иначе, как с её согласия и благословения, на это есть ясные и авторитетные исторические указания» (Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/brak-rassmatrivaemyj-v-svoej-prirode-i-so-storony-formy-ego-zaklyuchenija/#0_11).
[3] См.: Никодим, еп. Далматинский. Православное церковное право. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravoslavnoe-tserkovnoe-pravo/4_13 [4] Страхов Н. Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/brak-rassmatrivaemyj-v-svoej-prirode-i-so-storony-formy-ego-zaklyuchenija/#0_11 [5] Желтов М. С. Брак и Евхаристия: история православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. 2004. Вып. 11. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov/brak-i-evharistija-istorija-pravoslavnogo-china-venchanija/ [6] Цитаты приведены по: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. 2-е изд. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.).
[7] Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/brak-rassmatrivaemyj-v-svoej-prirode-i-so-storony-formy-ego-zaklyuchenija/#0_12 [8] Страхов Н. Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/brak-rassmatrivaemyj-v-svoej-prirode-i-so-storony-formy-ego-zaklyuchenija/#0_12 [9] Православное церковное право. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravoslavnoe-tserkovnoe-pravo/4_20).
[10] Опыт православного догматического богословия. Т. 4. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malevanskij/opyt-pravoslavnogo-dogmaticheskogo-bogoslovija-tom-4/3 [11] Церковный суд и проблемы церковной жизни. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserkovnyj-sud-i-problemy-tserkovnoj-zhizni/5_7 [12] Цит. по: Белякова Е. В.. Церковный суд и проблемы церковной жизни. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserkovnyj-sud-i-problemy-tserkovnoj-zhizni/5_7 [13] По поводу декретов о расторжении брака и о гражданском браке // Определения собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/opredelenija-sobora-pravoslavnoj-rossijskoj-tserkvi-1917-1918-gg/#0_12 [14] Е. В. Белякова. Церковный суд и проблемы церковной жизни. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserkovnyj-sud-i-problemy-tserkovnoj-zhizni/5_29 [15] Письма и статьи. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagaluk/pisma-i-stati/70 [16] Духовное состояние русской эмиграции. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/blazhennyj-svjatitel-ioann-chudotvorets/3 [17] Всем настоятелям церквей Крымской епархии // Указы святителя Луки Войно-Ясенецкого. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/ukazy/#0_27 [18] Опыт построения исповеди. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/opyt-postroenija-ispovedi/1_7 [19] Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/voprosy-i-otvety-v-iz-jasnenie-tserkovnogo-blagochestija-i-dushepopechenija/#0_11 [20] Таинство брака и препятствия к нему (I, 9). URL:
https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tainstvo-braka-i-prepjatstvija-k-nemu/#0_1 В пастырской инструкции, принятой в Греческой архиепископии Америки (Константинопольского патриархата) содержится запрет на принятия церковных таинств, в том числе Святого Причастия, а также недопущение к поручительству в таинствах Брака, Крещения или Миропомазания для тех православных христиан, брак которых не благословлен в церкви. См.: Pastoral Guidelines: Weddings, Divorces, Baptisms, Funerals, and Memorials // St Vasilios (Basil) the Great Greek Orthodox Church. URL:
https://www.stvasilios.org/orthodox_faith/pastoral_guidelines/pastoral_guidelines_weddings [21] Цит. по: Епифаний (Феодоропулос), архим. Церковь и восприемники (Мнение по канонической и церковной проблеме) // Добрачные отношения. Гражданский брак. Аборты. Сборник статей. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodoropulos/dobrachnye-otnoshenija-grazhdanskij-brak-aborty-sbornik-statej/#0_14 В этом сборнике также можно найти подробные критические рассуждения архим. Епифания о гражданском браке, введением которого, по его словам, фактически отвергается Таинство Брака.
[22] Пастырские наставления о святом браке (документ принят Священным Синодом Православной Церкви в Америке). URL:
https://www.oca.org/holy-synod/encyclicals/on-marriage [23] Пастырское послание «Семья - радость жизни» Священного Синода Антиохийского патриархата. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/pastyrskoe-poslanie-semja-radost-zhizni-svjashhennogo-sinoda-antiohijskogo-patriarhata/#0_14