Отталкиваясь от Архиерейского Собора 2000 года хронология такая:
2000 г. - Архиерейский Собор:
«Безусловно недопустимым Церковь считает использование тканей и органов человеческих зародышей для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма… такая практика являет пример вопиющей безнравственности и носит преступный характер.»
Источник: Основы социальной концепции РПЦ, 2000.
http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html 2008 г. - Архиерейский Собор:
«...недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного.»
Источник: Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, 2008.
http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html 2009 г. - Поместный Собор РПЦ 2009 года одобрил определения Архиерейских Соборов 2000 и 2008 годов о недопустимости использования человеческих эмбрионов.
«4. Участники Собора одобряют деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными Соборами».
Источник: Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года.
http://www.patriarchia.ru/db/text/543669.html 2009 г. - Церковно-общественный совет по биомедицинской этике (ЦОС):
«…при отсутствии альтернативы, применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают.»
Источник: Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России.
http://www.patriarchia.ru/db/text/964218.html Состав ЦОС довольно интересный, кто разбирается может быть прокомментирует?
http://bioethics.orthodoxy.ru/biblioteka/o-sovete/struktura 2017 г. - Патриаршая комиссия РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства и Церковно-общественный совет по биомедицинской этике (ЦОС):
«Мы считаем, что применение фетальной терапии является тяжким грехом как для тех, кто ее проводит (врачи и пациенты), так и для матерей, соглашающихся на использование своих детей в этой процедуре. Совет по биомедицинской этике настаивает на законодательном запрещении фетальной терапии.»
Источник: Патриаршая комиссия РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства «ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ. По материалам сборников Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике». Под ред. прот. Дмитрия Смирнова. 2017 г.
http://pk-semya.ru/images/news/2015/pks_2017-r.pdf 2020 г. - Митр. Тихон Шевкунов, председатель Патриаршего совета по культуре:
«[Митр. Тихон Шевкунов] обратил внимание на то, что некоторые участники обсуждения говорили о том, что "Церковь понимает статус эмбриона - как статус личности". Сам митрополит "не совсем уверен, что это так", однако, добавил он, это его личная позиция. В то же время эмбрион, как отметил иерарх Русской Православной Церкви, это "потенциально будущий человек".»
Источник: Всероссийская конференция "Биоэтика и генетика: вызовы XXI века".
https://pravoslavie.ru/134653.html 2020 г. - Cвященник Федор Лукьянов, председатель патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства:
«Этически недопустимым представляется наличие в составе препаратов для иммунопрофилактики компонентов, полученных с использованием клеточных линий, полученных из эмбриональных тканей человека. В частности, HEK 293 (Human Embryonic Kidney 293) - клеточная линия, полученная из эмбриональных почек человека… благодаря "простоте культивирования" эта клеточная линия получила широкое распространение в клеточной биологии. Она широко используется в биотехнологической и фармакологической отраслях как продуцент терапевтических белков и вирусов для генной терапии. HEK 293 получена из клеток почки абортированного ребенка… Позиция РПЦ по биотехнологиям указана в документе "Основы социальной концепции"»
Источник: Госдума, круглый стол "Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Перспективы законодательного и нормативно-правового регулирования".
https://ria.ru/20201019/vaktsina--1580530503.html 2021 г. - что будет решено о использование тканей и органов человеческих зародышей для лечения различных заболеваний и вакцин в ноябре 2021 года на Архиерейском Соборе зависит от всех нас. Думаю, этот вопрос может стать решающим для нашей Церкви. Я не могу представить, чтобы Невеста Христова сказала нам потреблять плоть абортированного младенца ради нашего здоровья и благоденствия. Это противоречило бы всему, что я, грешный, понял о благой вести Христа.
Дмитрий Сергеев.