Протопресвитер Константин Стратигопулос: «Богословский анализ иконы Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Часть 1.
Богословский анализ иконы Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Часть 1. Протопресвитер Константин Стратигопулос.
myrophoros.blogspot.com
Давайте взглянем всего лишь на несколько минут на икону Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Эта икона всем нам хорошо известна.
В центре находится пещера, в которой родился Христос, в глубине - темнота. Напомню, что мы никогда не изображаем на иконах тьму и зло, например, диавола. Здесь темнота - это небольшое исключение, чтобы показать слова пророка Исайи о том, что Христос родился «в стране и в тени смертной» (Ис. 9, 1-2).
К сожалению, некоторые иконописцы не знают богословия и иногда изображают на иконах темные силы, например, св. Марину с бесенком. Это совершенно неверно, так как мы должны изображать только то, что сотворил Господь - то есть ипостасное, а не то, что не имеет ипостаси, например, диавола.
Обратите внимание: «неипостасный» - это не значит, что его не существует. «Существовать» и «иметь ипостась» - это не одно и то же. Это очень существенная разница, если вы знаете греческий язык. Это богословие Отцов Церкви. «Неипостасный» обозначает, что Бог не создавал такой ипостаси. Диавол был ангелом. Бог создал ипостась ангела. Он не создавал ипостась диавола, поскольку Бог - Творец только добра, Он не создает зла. По своей свободной воле диавол пожелал стать неипостасным. Существующим, но не ипостасным. Обратите внимание: диавола, как творения не существует. Он был ангелом и по своей природе остается ангелом, который извратил свою ангельскую природу. Это значит «неипостасный». Итак, мы никогда не изображаем в иконописи неипостасного, страшных сцен и т. п. Никогда.….