беседа в день всех святых

Jun 05, 2015 22:25

Здравствуйте, дорогие друзья!
Жизнь человеческого общества состоит из различных исторических эпох, которые сменяют один другого. Периоды рассвета общества сменяются периодами заката, периоды развития науки и искусства уходят и на их место времена социального и нравственного увядания, когда ломаются моральные скрепы и различные народы погружаются во тьму ненависти и вражды. И сейчас нам приходится переживать один из таких сложных и неоднозначных периодов. В такие надломные моменты человеческой истории, когда под действием злобы древнего врага рода человеческого диавола люди ожесточают собственные сердца, очень сложно сохранить присутствие духа и не впасть в грех ненависти или наоборот, грех отчаяния.


Но в тот момент, когда огустевает тьма, по словам церковного песнопения, становятся ярче звезды. И, взирая эти сверкающие звезды, человечество становится способным найти правильный путь, ведущий к выходу из тупика.
Такими звездами становятся святые, сияющие ярким светом благодати на небосводе святой Церкви. И сегодня, в первое воскресенье после праздника Святой Троицы, мы прославляем великое множество угодников Божиих, прославляем всех святых, которые сегодня предстоят перед престолом благодати и молятся о нас, о нашей земле, о наших земных проблемах и нуждах.
Они во многом похожи на нас. Они, просиявшие в различных подвигах в различные исторические эпохи, так же как и мы жили на земле, сталкивались с обычными житейскими проблемами и душевредными искушениями лукавого, они прошли поприще земной жизни и при помощи благодати Божией смогли воплотить цель существования, цель бытия каждой человеческой личности, каждого человека: приблизится к Богу и, преодолев в самом себе последствия грехопадения, причастится Богу и стать сонаследником Его Вечного Царства нескончаемой бесконечной любви. И потому, зная, насколько трудно бывает человеку осуществить свой земной подвиг, зная, как велики и соблазнительны бывают искушения врага рода человеческого, они, наши небесные заступники, все святые, просиявшие подвигом подлинного крестоношения, молятся о нас, ходатайствуют о нас перед престолом Вседержителя, Творца и Бога.
Православная святоотеческая литература знает множество примеров такой благодатной помощи, которая подается нам от Бога по молитвам святых. Достаточно вспомнить о святителе Николае, имя которого известно всем. И во время своей подвижнической жизни, и после смерти этот святой совершает великие чудеса, помогая всем тем, кто обращается к нему с верой в Бога и надеждой на помощь Божию. Наверное, в каждом городе и каждом селении хранится предание о том, что когда-то святой Николай помог кому-то из нуждающихся. Точно также можно вспоминать и святого апостола Павла, жившего в первом веке нашей эры, повязки и ризы которого при помощи Божией совершали чудеса и праведную Матрону Московскую, жившую в начале и середине ХХ-го века, или преподобного Кукшу, отошедшего ко Господу всего лишь пятьдесят лет назад. Все они получили от Бога благодать и помогают всем, кто просит их помощи молитв.
Но святые не только молятся о нас, не только оказывают нам свою помощь через чудеса и знамения. Они являют нам пример настоящей, подлинной христианской жизни, пример должного отношения ко всему, с чем нам приходится сталкиваться. И взирая на этот пример, мы можем увидеть правильный путь, указующий нам вход в Царство нашего Творца и Бога. Действительно, святых просияло великое множество, и вчитываясь в их жизнеописания, в их жития, каждый для себя сможет избрать поучительные моменты, как поступать в той или иной ситуации. Но все они, просиявшие в разные времена, в разных странах и в разных подвигах, в своей жизни объединены самым главным - они исполнили Закон Божий, написанный на плотяных скрижалях наших сердец и на каменных скрижалях, врученных Богом пророку Моисею. Закон, главная и первейшая заповедь которого - заповедь о любви. Эту заповедь святые сумели воплотить в своей жизни. Они научились подлинно и нелицемерно любить Бога и, в свете Божественно любви, любви к Богу, любить своих ближних.
К сожалению, забвение этой заповеди, а порой и прямое попрание этой заповеди, являющейся главной и самой значимой для христианина, приводит к ужасающим последствиям. Мир, разучившийся любить, погружается в хаос ненависти всеобщего непонимания. Любовь начинается с умения слушать и слышать. Эгоизм, антипод любви, закрывает наши уши для доводов оппонентов, заставляя слушать лишь исполненный ненависти шепот диавола-искусителя. И человек начинает ненавидеть, ненавидеть окружающих, изобретать врагов в лице соседей и сослуживцев, искать виноватого в своих бедах, не понимая что самая главная его беда -отсутствие любви. И ненависть, излитая в этот мир, порождает ответную ненависть, злоба порождает ответную злобу.
Каждый из нас помнит со школьной скамьи самую простую арифметическую задачу: Если к одному прибавить один, то результат увеличится вдвое. Если к злу прибавить зло, то зло умножиться. Если на ненависть ответить ненавистью, то греха не станет меньше. Невозможно загасить пожар огнем, невозможно остановить наводнение при помощи воды. Насилие порождает насилие и умножается зло, насилие, несправедливость, которые являются престолом для сатаны.
И вырваться из этого порочного круга можно только одним способом - победить зло в себе. Не надо исправлять мир. Надо начать с себя. Надо прекратить поддаваться на искушения лукавого. Надо научиться не позволять себе испытывать ненависть к другим, какие бы взгляды они не исповедовали и к каким бы политическим течениям не принадлежали, научиться видеть в них людей - образ и подобие Божие, наших братьев и сестер, на не те обидные прозвища, которые изобретают служители преисподней бездны и которые обезличивают нашего оппонента.
Сделать это очень непросто. Непросто изгнать из своего сердца злость, особенно когда видишь явное несоответствие действий окружающих определенным нормам поведения.
Как можно избежать презрения к подлецу, как избежать злости на вора или преступника, как не отшатнуться от пьяницы? Во-первых, надо просто вспомнить, что каждый из нас не без греха, что все мы, кто в большей, кто в меньшей степени, бываем неправы. И если мы ищем прощения для себя, то должны быть снисходительны к немощам наших братьев и сестер. Ведь тонущий в болоте не будет смеяться над таким же несчастным, провалившимся в трясину.
Во-вторых надо помолиться за того человека, к которому ты испытываешь злость или неприязнь. И молитва о нем размягчит наше сердце и мы сможем отделить самого человека от его греха.
Надо помнить, что призывая к молитве о грешниках, призывая к миру и снисхождению, Церковь не оправдывает сам грех. Но победить грех посредством греха невозможно. У христиан есть один путь - путь следования за Христом. У христиан есть самое мощное и самое непобедимое оружие, оружие, которое останавливало бесчисленные армии и покоряло мировые империи - молитва и сегодня Церковь устами иерархии призывает нас всех к милосердию и молитве, которая поможет нам восстановить порушенное грехом здание правопорядка и стабильности, поможет преодолеть социальный и, самое главное, нравственный кризис, и откроет нам врата вечной нескончаемой любви Бога.

праздничное, беседы, радио

Previous post Next post
Up