Сейчас ведется много разговоров о том, как спасти и реформировать наши (т.е.православные) духовные школы. То предлагали пятилетку ввести в семинариях, то переходили на кредитно-модульные способы оценивания, то тестировали, то программировали, то инспектировали, то бакалавриат с магистратурой устраивали-перестраивали
(
Read more... )
Что касается нашего вопроса, то полностью готов разделить Ваше мнение о том, что духовное образование не должно являться единственным и определяющим фактором при поставлении в священный сан. Важно и пастырское призвание, и стремление служить,которые не даются никаким образованием, важно также отсутствие канонических препятствий. Но, все же определяющим становится не документ о духовном образовании, но воля правящего архиерея, являющегося наследником апостолов и обладающего полнотой канонической власти в своей епархии.
Вопрос о некоторых канонических недостатках в некоторых священниках - вопрос к архиереям, их рукополагавшим, а не к системе духовных школ. Архиерей, исходя из ситуации, может применить дисспесацию, и не обращать внимания на условные препятствия к рукоположению в клир. Пример - поставление во епископы свят.Амвросия Медиоланского, который к моменту избрания даже не был крещен. Поэтому личные решения определенных архиееев я комментировать не буду - они отвечают за того, на кого "руки возлагают скоро".
Что же касается системы духовных школ, то наверное, грехи, приведшие к препятствиям, появились у данных ставленников не благодаря, а вопреки всему строю семинарской жизни. Более того, для многих юношей распорядок дня и всей жизни в семинарии становится уздой, позволяющей сдержать порывы молодости.
Что же касается общежития - поверьте, мне очень легко отличить священника, учившегося на стационаре от его собрата, закончившего семинарию заочно. Именно поэтому я настаиваю на необходимости сохранения существующего строя жизни в семинариях и недопустимости его разрушения в угоду секулярному миру, предлагающему свои стандарты образованности. короче, я ретроград...
Очень буду рад услышать Ваши замечание и продолжить обмен мнениями
Reply
Что же касается того,насколько благоприятно влияет на будущих кандидатов на поставление в священный сан,сам строй жизни ваших духовных школ,мне судить достаточно сложно-возможно оно и так,применимо к вашим реалиям. Что же касается нас-то обучение у нас проходит,как правило, и чаще всего-на практике,и будущие кандидаты усваивают практические навыки,основные подходы к решению различных вопросов,и многое другое-как правило,от своих духовников (чаще всего-это благочинные,или настоятели ведущих храмов в крупных центрах нашего старообрядчества).Полагаю,что так у нас сложилось исторически-еще со времен Ветки,Иргиза,Стародубья, и других старообрядческих центров прошлого;отдельно-особняком,держится в этом ряду наш Липованский край,куда входит Румыния,ваша Одесская область,и другие наши приходы значительной части Украины.
Вцелом такой порядок вещей вполне обеспечивает у нас сохранение традиций,нормальное функционирование и развитие приходов.Поэтому,как мне кажется,меняться в этом плане,у нас в обозримом будущем ничего не будет; да и нужды в этом никакой нет:людей,хорошо разбирающихся в церковных правилах и святоотеческих книгах-у нас на настоящий момент вполне хватает;головщиков,хорошо знающих церковный устав,и поющих по крюкам-хватает также;Митрополией,и отдельно приходами и епархиями-издаются различные книги и журналы.Таким образом,общий строй нашей церковной жизни, остается практически таким же,как и был много лет назад. Ну а проблемы,-они конечно есть,также как всегда и везде в земной жизни!...
Reply
Leave a comment