Патриарх Кирион(Садзаглишвили) о преп. Антонии Печерском

Jul 23, 2014 18:29

Итак, в каком же Афонском монастыре восприял ангельский чин преп. Антоний
Печерский? Сказание «о зачале печерскаго монастыря», приписываемое преп. Нестору
летописцу, жившему по общему голосу ученых в XI веке, не знает ни времени, ни места
пострижения основателя русского монашества Антония Печерского, Неизвинительно подобное
незнание столь важного факта лицу, состоявшему в числе братии Печерской обители. Это
обстоятельство красноречиво доказывает, что Нестор, считающсчитающийсяся некоторыми
автором «Повести временных лет», жил гораздо позже XI века. Любечский уроженец Антипа
должен был постричься в монашество или в одном из, греческих монастырей Афона, или же в
Иверском грузинском монастыре. Древняя Русь, признавая авторитет греческой церкви, никогда
особенно не ценила и не уважала самих греков. «Был он льстив, потому что был он грек»,
замечает русский летописец об одном русском епископе (XII в.) из греков. «Суть же Греци
лстивы и до сего дня» 181 ), свидетельствует летописец. К грекам, в России не были вообще
расположены, что видно из отзыва летописца о черниговском епископе Антонии: «он говорил
это на словах, а в сердцу таил обман, потому что был родом грек 182 ) Древне-русские поговорки
о хитрости греков также характеристичный: а) «Торопчанина (Торопец-город Псковской
губернии) обманет цыган, цыгана-жид, жида-грек, a грека сам дьявол не обманет», б) «Грек
скажет однажды правду в год», в) «Грек за злато очи себе вылупит» и проч.
По словам Несторовской летописи: «Русские епископы поставиша Иллариона, русина
(русского) митрополита Киеву и всей русской земле, не отлучающеся от православных патриарх
и благочестия греческого закона, ни гордящеся от них поставлятися, но соблюдающеся от
вражды и лукавства, якоже беша тогда».
Здесь «тогда» указывает на войну с Византией 1043 г., которая окончилась крайне
неудачно для русских. В 1043 году, во время последнего нападения русских на греческие
провинции, любимый воевода Ярослава Вышата, потерял из своего отряда 5200 человек, и с 800
пленными Константином Мономахом (1042-1055 год.) был ослеплен на византийской площади
по заключении же мира, были отпущены в Россию 183 ). Понятно, что после такого жестокого
поступка, который русские историки 184 ) выставляют как главный повод, давший Ярославу
основание прекратить зависимость русской церкви от Византии и освободить русскую церковь
от преобладания чуждого греческого элемента, странно было бы предполагать, чтобы Антипа
мог обратиться в греческий монастырь Афона и к греческому игумену для пострижения в
монашество.
Мы предполагаем, и имеем основание предположить, что монастырь, в котором
любечский
уроженец
Антипа
получил
посвящение,
был,
без
всякого
сомнения,
благоустроеннейшый и гостеприимный Иверский (грузинский) монастырь, блиставший в это
время на Афоне святою жизнью своих насельников и религигиозно-богословским просвещением

история, Грузинская тема

Previous post Next post
Up