Из воспоминаний об отце дочери отца Иакова Соломахи Нины Яковлевны
«От Бога, веры, Церкви и сана во всю свою жизнь не отрекался», - писал когда-то в своем послужном списке клирик Днепропетровской епархии (до 1992 года территории нынешней Запорожской епархии входили в ее состав-ред.) протоиерей Иаков Соломаха. Эти слова как нельзя лучше характеризуют его жизнь, смыслом которой было служение Богу и людям.
Несмотря на многочисленные испытания, которых в страшное богоборческое время было с избытком, священник остался навсегда верен однажды избранной стезе. Глядя на такие примеры, не перестаешь восхищаться силой веры таких людей, их готовностью пожертвовать жизнью ради Христа.
Воспоминаниями об отце с «Летописью Православия» поделилась дочь отца Иакова, многолетняя прихожанка Свято-Никольского храма, что на Правом берегу, Нина Яковлевна Соломаха. В настоящее время, в силу возраста, она уже не бывает на службах. Но, несмотря на это, Православная вера по-прежнему является неотъемлемой частью ее жизни. Много времени женщина проводит в келейной молитве. Мы публикуем рассказ Нины Яковлевны.
Причт и хор Свято-Троицкой церкви. г. Марганец, 1945 год. В центре фото протоиерей Иаков Соломаха. После освобождения г. Марганца от немецко-фашистских захватчиков служил в храме Святой Троицы в пос. Городище
О. Иаков с семьей
- Папа появился на свет в 1882 году, в селе Келеберда Кременчугского района Полтавской области. В семье, где родился отец, не было ни верующих, ни духовных лиц. А он мечтал стать священником. Поэтому все время просил своего отца, моего дедушку: «Отдайте меня в школу! Я хочу учиться!». Отец без труда закончил церковно-приходскую школу. Он очень любил учиться, узнавать новое, все схватывал на лету, так как обладал великолепной памятью.
В 1915 году его призвали в армию. Демобилизовавшись, он обучался в Полтавской духовной семинарии - в 1923 году был рукоположен во диаконы, в 1925-м стал иереем, в 1932 году был возведен в сан протоиерея. Эти годы были временем жестоких гонений на нашу Церковь. Папа рассказывал, что сам владыка Николай (Пирский), епископ Кобелякский, говорил ему перед рукоположением: «Молодой человек! Вы видите, что сейчас происходит в стране? Храмы закрываются повсеместно, а вы выбираете эту обрывистую дорогу. Отец настаивал: «Хочу быть священником!». Владыка говорит ему: «Идите домой, подумайте и приходите завтра. Мы решим, рукополагать вас или нет». Не знаю, что произошло, возможно Владыке было какое-то видение. Но, когда папа пришел к нему на следующий день, архиерей был краток: «Будем рукополагать!».
Отец сразу же получил первое место служения. Его назначили диаконом Николаевской церкви в Келеберде. Он уже был женат и у него была дочь - моя старшая сестра. Потом, став священником, в период с 1925 по 1936 год, папа служил настоятелем еще на нескольких приходах, также на Полтавщине.
К тому времени сестра окончила семь классов, школа была тогда «семилеткой», но как дочери священника ей не дали дальше учиться. Получить хотя бы какую-то работу она тоже не смогла.
Тяжелые времена настали и для отца. Последний приход, где он служил, закрыли. А тогда было так, что если приход закрыли, священник должен был идти на гражданскую работу. Однако, получить хорошую должность было не так просто. Для этого светские власти заставляли священнослужителей отрекаться от Бога и Церкви. Отец по этому пути не пошел! Ему удалось устроиться на работу, которая заключалась в том, чтобы корчевать пни. На Полтавщине, характерной особенностью ландшафта тех мест являются рощи, или как их там называют, гаи. Для какого-нибудь строительства, которое планировалось начать на этой местности, гай полностью срезался, пни оставались. Проработав там около полугода, папа смог получить документы, что он - рабочий. Он взял семью, всех нас, и мы переехали из Полтавской области в другой город.
Чуть позже наша семья оказалась в Запорожье. Здесь отец смог устроиться на работу в школу, на должность секретаря. Случилось так, что директора школы, в которой работал отец, назначили заведующим облоно. Уходя на новую работу, он забрал с собой отца. Вскоре началась Великая Отечественная война…
Когда при немцах в городах и селах стали открывать храмы, отец, конечно, пошел служить. Я уже говорила, что он всегда стремился к духовной жизни, да и потом, как-то нужно было кормить семью. В период с 1942 по 1943 год отец являлся настоятелем Свято-Георгиевской церкви села Скельки Васильевского района Запорожской области. Сейчас это территория Бердянской епархии.
После того как наши войска освободили эти земли, папу перевели в Марганец, затем в Новомосковск, потом в Кривой Рог. Последним местом его служения стал Днепропетровск. Он также был духовником Днепропетровской епархии.
Возвращаясь к рассказу о военном времени, хотелось бы вспомнить и о таком моменте. Когда немцы стали открывать храмы, духовные книги невозможно было найти. Не было их и у отца. А мы, в довершение ко всему, еще и часто переезжали. Поэтому, если кто-то предлагал ему какие-то книги, отец брал их и конспектировал. А потом, на основании этих записей, составлял проповеди, которые заносил в общую тетрадь. В нашей семье сохранилось две таких тетради с проповедями отца.
Папа вообще очень хорошо говорил проповеди. Знаете, проповедь у него как ручеек текла и всегда проникала в самую душу. Школьницей я всегда старалась бывать на его богослужениях. Стою, слушаю, а у меня слезы из глаз катятся…
Знаю, что отца очень любили люди и всегда, с огромной теплотой и благодарностью отзывались о нем. Папа отошел ко Господу в 1969 году, похоронен на старейшем в Днепропетровске Запорожском кладбище.